3. Аис в налогообложении
Автоматизированная информационнаясистема в налогообложении представляетсобой форму организационного управленияорганами налоговой службы на базе новыхсредств и методов обработки данных,использования современных информационныхтехнологий.
АИС позволяет расширитькруг решаемых задач, повысить аналитичность,обоснованность и своевременностьпринимаемых решений, снизитьтрудоемкость и рационализироватьуправленческую деятельность налоговыхорганов путем примененияэкономико-математических методов,вычислительной техники и средств связи,упорядочения информационных потоков.
Цели функционирования автоматизированнойинформационной системы в налогообложенииможно сформулировать следующим образом:
- Повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений.
- Совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов.
- Обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве.
- Повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства.
- Улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета.
- Получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет.
- Анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики.
- Информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.
- Сокращение объема бумажного документооборота.
На современном этапе развития экономикистраны успех деятельности налоговойсистемы России во многом зависит отэффективности функционирования АИС.Автоматизированные информационныесистемы реализуют соответствующиеинформационные технологии.
Автоматизированнаяинформационная технология в налоговойсистеме — это совокупность методов,информационных процессов ипрограммно-технических средств,объединенных в технологическуюцепочку, обеспечивающую сбор, обработку,хранение, распространение и отображениеинформации с целью снижения трудоемкостипроцессов использования информационногоресурса, а также повышения их надежностии оперативности. Информационнымиресурсами являются формализованныеидеи и знания, различные данные, методыи средства их накопления, хранения иобмена между источниками и потребителямиинформации.
Одной из приоритетных задач налоговойслужбы является информатизацияналоговых органов, предполагаетсяиспользование информационных технологий,создание информационных систем,эффективно поддерживающих функционированиеструктуры налоговых органов.
Тема 3. Основные принципы построения и структура налоговых информационных систем
1.Основные принципы построения налоговыхинформационных систем
2.Структура налоговых информационныхсистем
1. Основные принципы построения налоговых информационных систем
СтруктураАИС налоговой службы, как и структурасамих налоговых органов, являетсямногоуровневой. Существующая в странесистема налоговой службы состоит избольшого числа элементов. Вся системаи каждый ее элемент обладают обширнымивнутренними и внешними связями.
Длянормального функционирования системыосуществляется управление как отдельнымиэлементами (налоговыми инспекциями),так и системой в целом. В налоговойсистеме процесс управления являетсяпроцессом информационным.
Как любаяэкономическая система, АИС налоговойслужбы имеет стандартный состав исостоит из функциональной и обеспечивающейчастей.
Функциональнаячасть отражает предметную область,содержательную направленность АИС.В зависимости от функций, выполняемыхналоговыми органами, в функциональнойчасти выделяются подсистемы.Функциональные подсистемы состоят изкомплексов задач, характеризующихсяопределенным экономическим содержанием,достижением конкретной цели, которуюдолжна обеспечить функция управления.
В комплексе задач используютсяразличные первичные документы исоставляется ряд выходных документовна основе взаимосвязанных алгоритмоврасчетов. Алгоритмы расчетов базируютсяна методических материалах, нормативныхдокументах и инструкциях. В составкаждого комплекса входят отдельныезадачи.
Задача характеризуется логическивзаимосвязанными выходными документами,получаемыми на основе единых исходныхданных.
Обеспечивающаячасть включает информационное,техническое, программное и другиевиды обеспечения, характерные для любойавтоматизированной информационнойсистемы организационного типа.
Информационноеобеспечение включает весь наборпоказателей, документов, классификаторов,кодов, методов их применения в системеналоговых органов, а также информационныемассивы данных на машинных носителях,используемые в процессе автоматизациирешения функциональных задач.
Техническоеобеспечение представляет собойсовокупность технических средствобработки информации, основу которыхсоставляют различные ЭВМ, а такжесредств, позволяющих передаватьинформацию между различнымиавтоматизированными рабочими местамикак внутри налоговых органов, так и приих взаимодействии с другимиэкономическими объектами и системами.
Программноеобеспечение представляет собой комплексразнообразных программных средствобщего и прикладного характера,необходимый для выполнения различныхзадач, решаемых налоговыми органами.
Автоматизированнаяинформационная система налоговой службыотносится к классу больших систем. Кней, как и к любой подобной системетакого класса, предъявляется рядтребований: достижение целей созданиясистемы; совместимость всех элементовданной системы как в ее рамках, так и сдругими системами, системность,декомпозиция и др.
Эти требованияпредполагают возможность модернизацииэлементов системы, адаптацию их кменяющимся условиям; надежность вэксплуатации и достоверностьинформации, однократность ввода исходнойинформации и многофункциональное,многоплановое использование выходнойинформации; актуальность информации,хранящейся в базе данных.
АИС приминимальных затратах ручного трудадолжна обеспечить сбор, обработку ианализ информации о состоянии объектауправления, выработку управляющихвоздействий, обмен информацией каквнутри системы, так и между другимисистемами одинакового и разныхуровней.
АИС должна быть оснащена такимкомплексом технических средств, которыйобеспечивал бы реализацию управляющихалгоритмов, связь между системами,простоту ввода исходной информации,разнообразие вывода результатовобработки, простоту и технологичностьтехнического обслуживания, совместимостьвсех технических модулей как в программном,так и в информационном аспекте.Существенным требованием являетсяразработка и функционирование системына базе имеющихся операционных системразличных типов, пакетов прикладныхпрограмм, ориентированных на обработкуданных и решение функциональныхзадач, систем управления базами данных,обеспечивающих накопление, ведениеи выдачу в обработку информации,необходимой для решения задачипользователем или удовлетворенияего информационного запроса, пакетовпрограмм, обеспечивающих обменинформацией между системами и т.д. Винформационном аспекте системадолжна предоставлять достаточную иполную информацию для реализации ееосновных функций, иметь рациональныесистемы кодирования, использовать общиеклассификаторы информации, иметьхорошо организованные информационныефайлы и базы данных, управляемые СУБД,формировать выходную информацию вформе, удобной для восприятияпользователями, и т.д.
Созданиеподобной системы связано с решениемцелого ряда проблем.
Это прежде всегоинформационное объединение налоговыхслужб сетями телекоммуникаций иобеспечение возможности доступа кинформационным ресурсам каждой из них;разработка, создание и ведение базданных; оснащение налоговых органоввычислительными комплексами сразвитой периферией; разработкапрограммных средств, обеспечивающихрешение функциональных задач системы.
В основе создания АИС «Налог» лежитконцепция жизненного цикла программныхсистем. На первом этапе осуществляютсяанализ предметной области и разработкапостановки задачи или комплексазадач. Постановка задачи осуществляетсяпри непосредственном участии специалистовналоговой службы, чьи функции подлежатавтоматизации.
Сущность этого этапасостоит в обследовании организационнойи функциональной структуры налоговогооргана и разработки техническогозадания, для чего используются методыинформационного анализа, исследованияопераций, теории сложных систем. Наоснове технического задания разрабатываетсятехнический проект автоматизированнойсистемы.
Целью данной стадии являетсясоздание информационно-логическихмоделей системы налогообложения.Важнейшей частью создания техническогопроекта является выбор программныхсредств и методов реализации проекта.
В качестве критериев выбора можноназвать следующие: оптимальноесоответствие информационно-логическоймодели налогового органа, выполнениеосновных функций обработки, возможностьфункционирования в различных операционныхсредах, возможность создания информационногоинтерфейса с другими средами и системами,перспективы развития среды с учетомсовременных тенденций в информационныхтехнологиях и ряд других. Для реализацииотдельных несложных задач могут бытьиспользованы электронные таблицы.Существенное место в проекте занимаютинформационно-справочные системы,такие, как законодательные и нормативныеакты по налогообложению, базы данныхпо общеправовым вопросам, базы данныхпо инструктивным и методическимматериалам и т.д. Без их использованияне обходится ни одно структурноеподразделение налоговых органов. Ксистемам, поддерживающим эти базыданных, можно отнести «КонсультантПлюс», «Гарант» и другие подобныесистемы. Важным шагом на этапе техническогопроектирования является определениесостава и структуры профессиональныхбаз данных, функциональный и информационныйсостав которых зависит от функцийконкретного исполнителя. К ним можноотнести базы исходных и отчетных данныхпо налоговым поступлениям в различныхразрезах, базы данных документоввнутреннего пользования различногоназначения, базы данных, содержащихписьма, предложения, ответы по налоговомузаконодательству и т.д. Для созданиятаких баз могут использоваться какметоды индивидуального проектирования,так и уже имеющиеся программные средства.Следующим этапом является рабочеепроектирование. На этом этапевыполняются работы по созданиюнеобходимой документации,структурированию и программированиюкомпонентов, определенных на предыдущемэтапе. Результатом рабочего проектаслужит комплекс АРМ специалистовналоговых органов, комплекс баз данныхпользователей, комплекс техническойдокументации на систему. Средства,используемые на этапе рабочегопроектирования, включают в себя всёмногообразие программных продуктовначиная от операционных систем до языковпрограммирования. По окончании рабочегопроектирования проводится внедрениеразработанного проекта. Внедрениеосуществляется по методике, содержащейперечень и последовательность мероприятий,связанных с внедрением АИС, ожидаемыерезультаты, критические точки отказов,критические временные периоды.
Всоответствии с методикой внедренияподготавливаются исходные данныедля внедрения. Контрольный примеротражает реальные информационныесовокупности и содержит всевозможныеварианты и сочетания информационныхусловий каждой функциональной задачидля выявления наибольшего числа отказов.
Особое внимание должно быть уделеноузким местам в технологическом процессеобработки информации. По результатамвнедрения составляется акт, в которомсодержатся оценка полученного результатаи перечень замечаний, подлежащихустранению.
После устранениянедостатков составляется протокол оприемке проекта и процесс проектированиязаканчивается.
Впроцессе эксплуатации системы необходимоосуществлять сопровождение проекта.Это связано с тем, что проект по существуявляется прототипом проектируемойсистемы, разрабатывается специалистамипо информатизации и в дальнейшем можетбыть модернизирован в зависимости отизменяющихся условий функционированиясистемы налоговой службы.
Источник: https://StudFiles.net/preview/1862173/page:6/
Аис налог 3 учебный материал скачать
Материалы и методы: использовались научные публикации, отчеты и приказы Федеральной налоговой службы России, отчетные данные Управления Федеральной налоговой службы России по конкретному региону. Применены принципы системного и комплексного подходов, использовались также общенаучные методы и приемы.
Результаты исследования: дан анализ информационного потенциала, необходимого для автоматизации всех основных функций налогового администрирования местного уровня.
Выявлены и систематизированы причины, в связи с которыми назрела потребность в переходе от действующей системы ЭОД к принципиально новой автоматизированной системе АИС «Налог-3», представляющей собой интеллектуальную систему в однородном информационном пространстве с централизованными на федеральном уровне ФИЛИППОВА Наталья Алексеевна, профессор кафедры финансов и кредита Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор экономических наук (Россия, г.
Саранск)
Программа подготовки Курс Системное администрирование аис «Налог-3»
Компоненты прикладной инфраструктуры 4 2 2 3.
Администрирование элементов инфраструктурных сервисов АИС «Налог-3» 12 4 8 4.
Администрирование рабочих станций 16 4 12 5. Директор АНО ДПО «Учебный центр Микроинформ» _______________________Б.М.Фридман Учебно-тематический план Курс 3.
Системное администрирование АИС «Налог-3» Базовое образование: Высшее.
Продолжительность программы: 32 учебных часа. Форма контроля: Зачет в форме электронного тестирования.
ФНС запустила в работу АИС «Налог-3»
Ведь налоговики теперь имеют возможность проверять все операции по налогообложению сделок даже не запрашивая документы на проверку.
А если ошибка будет обнаружена инспектором раньше, чем налогоплательщик выявит и исправит ее у себя в учете и документах, то штрафа и доначисления налога избежать не удастся. АИС «Налог-3» обеспечена такими функциям, как прием, обработка и предоставление данных, а также осуществление анализа полученной информации и формирование информационных ресурсов ФНС.
Рекомендуем прочесть: Земля киров аренда
Основные задачи, которые выполняет АИС «Налог-3»
1.
Общие положения Настоящий документ определяет порядок подготовки новых версий программных средств из состава АИС «Налог», АИС «Налог-3» и
Формирование окончательной редакции документа направлено на актуализацию и уточнение положений утвержденной редакции Обобщенного регламента обновления версий АИС «Налог», АИС «Налог-3», интерфейсного программного обеспечения, обеспечивающего взаимодействие между АИС «Налог» и АИС «Налог-3», направленного для использования в работе письмом заместителя Руководителя ФНС России А.С.Петрушина от Основными целями процесса обновления версий программного обеспечения являются: исправление ошибок в прикладном программном обеспечении, выявленных в ходе их промышленной эксплуатации; ввод в эксплуатацию новых функциональных задач и доработок, реализованных в рамках сопровождения, по которым в установленном порядке принято решение об их внедрении в промышленную эксплуатацию; исправление выявленных ошибок в данных, невозможных для корректировки штатными программными средствами.
Все процессы обновления
Коллегия адвокатов
Компьютер НЕ ДОЛЖЕН быть подключен к внутриведомственной сети, только к Интернету. Убедитесь, что можно открыть другие ресурсы в Интернете. Попробуйте другие браузеры. В подавляющем большинстве случаев имеют место быть технические проблемы на рабочих местах слушателей.
Также вебинар можно слушать на любом компьютере, подключенном к Интернету. Если не поможет – обращайтесь по телефону (495) 933-00-06 к Авдонину В.Д.
2.2 – в тестовую систему (ПАК СДО) Ответ: Доступ к системе ПАК СДО осуществляется только в процессе обучения и ограничен по времени.
Получить доступ к этому ресурсу можно ТОЛЬКО через ВНУТРИВЕДОМСТВЕННУЮ сеть.
Автоматизированная информационная система «Налог»
Структура системы органов Государственной налоговой службы РФ Слайд 3.
Слайд 4. АИТ в Налоговой системе Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии.
Автоматизированная информационная технология АИТ в налоговой системе — это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.
Программа подготовки Курс Государственная регистрация и учет налогоплательщиков в аис «Налог-3» Учебный план
Структура окна Worrd.
Ввод текста. Вызов команд. Пиктограммное меu001fню. Быстрая помощь, команды помощи.
Общие установки.Учебный план содержит перечень учебных предметов с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое.
Программа предназначена для повышения квалификации руководителей и работников организаций в области охраны труда, с целью обеспечения.
Программа предназначена для подгоотвки новых рабочих на производстве по профессии «Лифтёр» 1-2 разрядовПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент». Поиск
Как работает программа АИС Налог-3
Все моменты бизнеса теперь будут отражаться у налоговых инспекторов.
Если фирма или гражданин недобросовестно относится к своей деятельности, то программное обеспечение автоматически оповестит об этом налоговый орган.На данный момент система запущена в тестовом режиме, тем не менее работоспособность ее очень серьезная.
В режиме онлайн инспектора могут узнать всю информацию по компаниям и ИП, даже если они зарегистрированы в другом регионе.Налоговый орган теперь может отслеживать информацию: • О каждом директоре фирмы. • О всех учредителях организации.
• О подразделениях компании, которые обособленны.
• О физических лицах, которые имеют отношение к налогам. • Все документации о регистрациях.
Функционирование АИС «Налог»
Липецка.
Автоматизированная информационная технология в налоговой системе — это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.
Источник: https://yu-pegas.ru/ais-nalog-3-uchebnyj-material-skachat-31855/
Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС
В целях систематизации основных подходов к созданию, развитию, сопровождению и использованию автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы
приказываю:
1. Утвердить Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС “Налог-3”) (далее – Положение) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России, генеральным директорам организаций, подведомственных ФНС России, в дальнейшем руководствоваться требованиями Положения.
РуководительФедеральной налоговой службы
М.В.Мишустин
Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС “Налог-3”)
УТВЕРЖДЕНОприказом ФНС России
от “__” _______ 2016 года N _______
I. Общие положения
1.
Настоящее Положение определяет назначение и задачи автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее – АИС “Налог-3”), структуру и основные функции АИС “Налог-3”, пользователей АИС “Налог-3”, порядок обеспечения доступа к АИС “Налог-3”, правовой статус программно-технических средств АИС “Налог-3”, правила информационного взаимодействия АИС “Налог-3” с иными информационными системами.
II. Назначение и задачи АИС “Налог-3”
2. АИС “Налог-3” представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.
2004 N 506 (в действующей редакции, далее – Положение о ФНС России), в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям.
3. АИС “Налог-3” создана с целью повышения эффективности реализации полномочий и решения задач, определенных в Положении о ФНС России.
4. АИС “Налог-3” направлена на решение следующих задач:
а) обеспечение “открытости” налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;
б) создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;
в) гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;
г) снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки поступающих в налоговые органы сведений;
д) совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;
е) обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику (“досье” налогоплательщика), в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;
ж) обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности Федеральной налоговой службы со стороны руководства налоговых органов;
з) повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования созданного единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;
и) повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов.
К дополнительным задачам относятся:
а) снижение трудозатрат налоговых органов на сбор, ввод, обработку и контроль форм налоговой отчетности;
б) снижение трудозатрат налоговых органов на обеспечение межведомственного обмена информацией, освобождение налоговых органов от функций по приему, обработке и сортировке данных, поступающих от других ведомств;
в) снижение трудозатрат налоговых органов на проведение расчетов, включая начисление налогов и контроль налоговой отчетности;
г) переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы, в том числе в рамках совершенствования контрольной работы;
д) обеспечение возможности внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России.
III. Пользователи АИС “Налог-3”
5. Пользователями информационных ресурсов АИС “Налог-3” являются:
а) центральный аппарат ФНС России, территориальные налоговые органы – управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня (далее – налоговые органы);
б) организации, подведомственные ФНС России.
Пользователями информации и сведений АИС “Налог-3” также являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и налогоплательщики (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и действующими соглашениями, далее – внешние пользователи).
IV. Основные принципы построения и функции АИС “Налог-3”
6. Основными принципами построения АИС “Налог-3” являются:
а) систематизация сбора, хранения и использования информации при выполнении налоговыми органами полномочий, возложенных на ФНС России;
б) предоставление информации внешним пользователям, а также исключение повторных запросов информации, содержащейся в АИС “Налог-3”, у источника информации;
в) актуальность и достоверность информации, содержащейся в АИС “Налог-3”;
г) адаптируемость состава информации, содержащейся в АИС “Налог-3”, к изменяющимся требованиям пользователей и законодательства;
д) открытость для интеграции АИС “Налог-3” с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами на основе единой системы справочников, классификаторов и единых стандартов информационного взаимодействия;
е) единство используемых в АИС “Налог-3” терминов, нормативно-справочной информации, системы показателей и регламентной отчетности;
ж) единство стандартов, технологий, форматов всех элементов АИС “Налог-3”;
з) исполнение требований обеспечения информационной безопасности;
и) открытость и доступность информации, содержащейся в АИС “Налог-3”, за исключением информации ограниченного доступа.
7. АИС “Налог-3” обеспечивает автоматизацию деятельности ФНС России по выполняемым функциям, определяемым Положением о ФНС России, и представлена компонентами, выполняющими функции по:
а) сбору, систематизации, обработке, хранению данных и предоставлению информации, содержащейся в АИС “Налог-3”, осуществлению форматно-логического контроля данных, выявлению несогласованности и расхождения данных, поступивших из различных источников, и проведению гармонизации информации, содержащейся в АИС “Налог-3”, а также для обеспечения интеграции с информационными системами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, информационные ресурсы которых предназначены для принятия управленческих решений, и информационными ресурсами иных информационных систем, необходимость интеграции с которыми определяется функциональными требованиями;
б) внешнему взаимодействию с налогоплательщиками физическими и юридическими лицами (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и действующими соглашениями);
в) централизованному ведению и предоставлению доступа к реестрам, справочникам и классификаторам, используемым в АИС “Налог-3”, и формированию данных, необходимых для выполнения функций, возложенных на налоговые органы, и принятия управленческих решений;
г) сопоставлению и анализу информации, содержащейся в АИС “Налог-3”, а также обеспечению информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений, в том числе с использованием средств мониторинга, оценки и контроля информации, содержащейся в информационных ресурсах налоговых органов;
д) обеспечению свободного доступа к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере государственного управления в части полномочий, возложенных на ФНС России, посредством портала (сайта) ФНС России, являющегося публичным информационным ресурсом.
V. Компонентный состав АИС “Налог-3”
8. К основным компонентам АИС “Налог-3” относятся:
а) централизованные компоненты, размещаемые на федеральном уровне (сегменты для оперативной и аналитической работы);
б) децентрализованные компоненты.
VI. Внешнее информационное взаимодействие АИС “Налог-3”
9. Информационное взаимодействие АИС “Налог-3” и иных информационных систем осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.
Под информационным взаимодействием АИС “Налог-3” и иных информационных систем в настоящем Положении понимается совокупность информационных процессов, направленных на получение и использование АИС “Налог-3” информации, содержащейся в иных информационных системах, и использование такой информации в электронной форме в АИС “Налог-3”, а также на получение и использование пользователями иных информационных систем информации, содержащейся в АИС “Налог-3”.
10. Информационное взаимодействие АИС “Налог-3” и иных информационных систем осуществляется с использованием технических и программных средств АИС “Налог-3” на основании обмена электронными документами (информационными запросами и информационными сообщениями), направляемыми участниками информационного взаимодействия.
При организации взаимодействия АИС “Налог-3” и иных информационных систем применяется в том числе инфраструктура, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
11. Информационное взаимодействие АИС “Налог-3” с иными информационными системами осуществляется с обеспечением следующих требований:
а) защита передаваемой информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, распространения, иных неправомерных действий с момента передачи этой информации из иной информационной системы и до момента ее поступления в АИС “Налог-3”;
б) организация доступа к информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
в) фиксация даты, времени и участников всех действий и операций, осуществляемых в рамках информационного взаимодействия, а также возможность предоставления сведений, позволяющих восстановить историю информационного взаимодействия;
г) незамедлительное информирование владельцев информационных систем, взаимодействующих с АИС “Налог-3”, о сбоях и нарушениях в работе АИС “Налог-3” и иных информационных систем, которые могут повлечь нарушение сроков и качества предоставления и (или) получения информации, а также о нарушении требований обеспечения информационной безопасности, определенных настоящим Положением;
д) незамедлительная реализация мер по устранению выявленных сбоев и нарушений функционирования АИС “Налог-3” и случаев нарушения требований обеспечения информационной безопасности;
е) подтверждение достоверности и актуальности информации, передаваемой из АИС “Налог-3” в иные информационные системы, а в случае установления недостоверности информации – обеспечение ее актуализации и информирование об этом изменении и о случаях выявления недостоверности информации заинтересованных участников информационного взаимодействия;
ж) подписание с использованием электронной подписи информации, передаваемой в иную информационную систему.
12. Технологические средства АИС “Налог-3” обеспечивают единство нормативно-справочной информации, содержащейся в АИС “Налог-3”, включая справочники и классификаторы, используемые АИС “Налог-3”.
Перечень справочников и классификаторов, используемых в АИС “Налог-3”, а также порядок их формирования и ведения в АИС “Налог-3” устанавливаются ФНС России.
Размещение и ведение справочников и классификаторов, используемых в рамках АИС “Налог-3”, осуществляется в специализированных средствах ведения нормативно-справочной информации.
13. Технические и программные средства АИС “Налог-3” обеспечивают техническую защиту информации, содержащейся в АИС “Налог-3”, посредством:
а) аутентификации и авторизации пользователей АИС “Налог-3”, осуществляющих формирование, размещение, изменение и удаление информации, а также действий по техническому и организационному сопровождению АИС “Налог-3”;
б) ведения электронных журналов учета операций, выполненных с помощью технических и программных средств, позволяющих обеспечивать учет всех действий по размещению, изменению и удалению информации, фиксировать точное время, содержание изменений и сведения о пользователе, осуществившем изменения;
в) применения средств обеспечения бесперебойного питания, резервирования, восстановления и дублирования (зеркалирования) информации, обеспечивающих возможность восстановления информации;
г) защиты информации от несанкционированного копирования, распространения, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий;
д) сохранения копий информации и электронных журналов учета операций в соответствии с регламентами резервного копирования, установленными в ФНС России.
14. Технические и программные средства АИС “Налог-3” в части защиты информации, содержащейся в АИС “Налог-3”, соответствуют:
Источник: http://docs.cntd.ru/document/420345044
Налоговая следит за тобой. АИС Налог-3
В АИС Налог-3 уже сейчас есть практически все данные о компаниях и физических лицах с момента регистрации: от информации об уплате налогов контрагентами до сведений о банковских счетах. При этом в систему постоянно добавляют новые сервисы. Скоро даже свадьба или развод станет частью фискальной истории налогоплательщика.
Налоговый контроль полностью автоматизировали
В эксплуатацию АИС Налог-3 ввели с 2015 года. В систему регулярно подгружают новые сервисы, которые отслеживают деятельность всех категорий налогоплательщиков.
Количество проверок за 2018 год снизилось на 30 процентов, а поступления в консолидированный бюджет выросли на 23 процента.
Это цифровое свидетельство того, насколько эффективнее стала работа проверяющих при модернизации программного комплекса АИС Налог-3.
Практически весь контроль автоматизирован. Инспекторы получают актуальные сведения о налогоплательщиках в режиме реального времени. Многие незаконные налоговые схемы теперь обнаруживает компьютер.
АИС Налог-3 анализирует всех налогоплательщиков
С помощью программного комплекса налоговики администрируют как физических, так и юридических лиц. По первым АИС Налог-3 дает информацию об имущественных налогах по экстерриториальному принципу. Кроме того, система позволяет администрировать декларации физических лиц.
Большинство организаций и ИП, применяющих спецрежимы, также перевели на администрирование в АИС Налог-3. Полный перевод всех юридических лиц состоится в ближайшие пару месяцев. Параллельно в систему подгружают данные обо всех видах обязательных платежей. Помимо администрирования с помощью программного комплекса осуществляют постановку на учет, учет контрольно-кассовой техники и т. д.
Возможности программного комплекса позволяют налоговикам в режиме реального времени получать доступ:
- к сведениям об учредителях и директорах компаний;
- данным о численности;
- данным о наличии обособленных подразделений;
- скан-образам регистрационных дел;
- информации о банковских счетах, остатках и выписках по ним;
- налоговой и бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов (в том числе данным книг покупок и продаж как самого налогоплательщика, так и его контрагентов по всей цепочке поставщиков);
- суммам исчисленных и уплаченных налогов;
- сведениям о наличии критериев рисков, утвержденных ФНС;
- информации о наличии номинального или «отказного» директора.
Любой инспектор вправе получить любые сведения из АИС Налог-3 вне зависимости от места постановки налогоплательщиков на учет.
НДС под контролем
Одна из самых известных у налогоплательщиков и самых удобных для инспекторов — подсистема «Контроль НДС» (второе название — АСК НДС-2). При разрывах в цепочках уплаты НДС подсистема автоматически формирует требование устранить их.
Программа одновременно высвечивает потенциально проблемную компанию в компьютере сотрудника контрольно-аналитического отдела.
Его задача — выявить и пресечь схему уклонения от уплаты НДС и «побудить» налогоплательщика добровольно уточнить налоговые обязательства.
«Контроль НДС» автоматически администрирует 15 млрд операций в год по НДС и налогу на прибыль (ведь при корректировке обязательств по НДС налогоплательщики автоматически меняют данные о выручке и расходах).
Налоговики используют подсистему при проведении налоговых проверок по НДС.
Она позволяет строить «дерево связей» — цепочку принятия к вычету НДС, при анализе которого инспектор сразу видит так называемую СУР (степень управления рисками).
Ее система автоматически присваивает налогоплательщику по уникальному алгоритму. У проверяющего высвечиваются суммы исчисленного и принятого к вычету НДС, размер налоговых разрывов, сформированных по цепочке контрагентов.
У налоговиков есть доступ к информации по счетам
Еще одна подсистема АИС Налог-3 — «Анализ банковских документов».
Подсистема содержит информацию обо всех счетах налогоплательщиков, сведения о которых есть в российских налоговых органах. Инспектор может получить любые данные по интересующей компании вне зависимости от места постановки на учет.
Также в подсистеме есть сведения обо всех банковских выписках налогоплательщиков, которые инспекторы запрашивали с 2015 года. В подсистему сконвертировали все данные с момента запуска в промышленную эксплуатацию.
База данных о движениях денежных средств огромна, в ней есть информация почти по всем налогоплательщикам. Скорее всего, в ближайшее время ФНС интегрирует подпрограмму с «Контролем НДС» (АСК НДС-2).
Налоговики в одном программном комплексе могут сопоставить цепочку движения товаров по счетам-фактурам с цепочкой движения денежных средств. Однако пока делать это приходится в ручном режиме.
Важная особенность подсистемы — не только встроенная возможность формирования сведений по движению средств на счете в виде выписки по операциям, но и возможность автоматически формировать общий оборот с отдельно взятым контрагентом или всеми контрагентами. Можно даже задавать фильтр по определенным контрагентам и операциям. Это значительно упрощает работу инспектора, который раньше был вынужден самостоятельно проводить такую аналитику.
Система предпроверочного анализа
В АИС Налог-3 есть система предпроверочного анализа на основе риск-ориентированного подхода к отбору налогоплательщиков для проведения выездных проверок.
В настоящее время система не функционирует в полностью автоматическом режиме. Однако с ее помощью инспектор уже может посмотреть список лиц, включенных в отбор для более углубленного анализа.
Также в подсистеме хранятся индивидуальные карточки всех налогоплательщиков. В них указаны сведения из налоговой и бухгалтерской отчетности, информация о численности организации по данным отчетности.
В программе содержатся критерии рисков, которые присвоены налогоплательщику. Например, статус технической организации, наличие «отказного» директора или учредителя, которого ранее допрашивали инспекторы. Причем вне зависимости от территориального признака.
О чем скажет регистрация
В АИС Налог-3 есть подсистемы «централизованной регистрации налогоплательщиков» и «централизованного учета налогоплательщиков».
Подсистемы помогают налоговикам накладывать ограничения на ликвидацию налогоплательщиков во время проведения выездных проверок. Кроме того, инспекторы получают доступ к сведениям обо всех налогоплательщиках и к их регистрационным делам на территории России по экстерриториальному признаку.
Налоговики при анализе регистрационных дел компании могут увидеть, что представителем в регистрирующем органе было одно и то же лицо. Это свидетельство аффилированности юридических лиц. Кроме того, информация динамична, налоговики оперативно узнают о смене юридического адреса или учредителей.
Налоговики могут регистрировать юридические лица, вести ЕГРЮЛ и ЕГРН в подсистемах. В них содержатся сведения об учете налогоплательщика в качестве арбитражного управляющего, оценщика, патентного поверенного и т. д., а также сведения об имуществе физических лиц.
Претензионная работа — новинка от АИС Налог-3
Претензионную и судебную работу налоговиков перевели в АИС Налог-3 совсем недавно.
Теперь в АИС Налог-3 есть данные дел о банкротствах, а также все сведения о жалобах и судебных разбирательствах.
В одном месте налоговики собирают весь массив информации по спорам и аргументацию к ним. Там же они найдут информацию о налогоплательщиках, ранее замешанных в судебных разбирательствах.
Проверяющим стало легче проводить аналитическую работу и готовиться к спорам.
Программа администрирования физических лиц
Полномасштабное введение этого программного комплекса в АИС Налог-3 позволило ФНС сделать администрирование имущественных налогов физических лиц более комфортным. Например, заявление на предоставление льготы можно подать в любой налоговый орган. Гражданам, не проживающим по адресу регистрации, не нужно ехать за много километров, чтобы подать документы.
Налоговики по месту постановки на учет физического лица имеют полные сведения обо всех объектах налогообложения (квартиры, жилые дома, дачи, гаражи, земельные участки, транспортные средства и т. д.).
Подсистема опасна только для недобросовестных налогоплательщиков. Налоговики видят информацию в динамике, сведения постоянно обновляются.
Программа позволяет формировать общее уведомление на уплату налогов, даже если объекты находятся на территории других инспекций.
Источник: https://konsultant12.ru/news/nalogovaya_sledit_za_toboj._%20AIS_Nalog-3/