Что такое коммунальная собственность в рб

Что относится к коммунальной собственности

Что такое коммунальная собственность в рб

Коммунальная собственность состоит из казны административно-территориальной единицы и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами. Казну соответствующей административно-территориальной единицы составляют средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами.

В коммунальной собственности могут находиться имущество государственных органов соответствующей административно-территориальной единицы, средства местного бюджета, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство подведомственной территории, а также промышленные, строительные, сельскохозяйственные предприятия, предприятия торговли, бытового обслуживания населения и транспорта, другие предприятия, организации, учреждения здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты и иное имущество, необходимое для функционирования и развития соответствующей территории.

К коммунальной собственности относится также имущество, передаваемое в коммунальную собственность безвозмездно Республикой Беларусь, иными собственниками, а также имущество, создаваемое или приобретаемое Советами депутатов, другими органами местного самоуправления, исполнительными комитетами и местными администрациями за счет принадлежащих им средств, в том числе и вне границ соответствующих административно-территориальных единиц.

Исполнительные комитеты и местные администрации в порядке, установленном соответствующим Советом, вправе передавать объекты коммунальной собственности во временное или постоянное владение и пользование, сдавать их в аренду, продавать предприятиям, организациям, учреждениям и объединениям, отдельным гражданам и их объединениям, за исключением ограничений, устанавливаемых законодательством Республики Беларусь.

Советы депутатов, исполнительные комитеты и местные администрации вправе вносить предложения о передаче или продаже в коммунальную собственность соответствующих административно-территориальных единиц предприятий, организаций, учреждений, объединений, их структурных подразделений, а также объектов, относящихся к иным формам собственности, если они имеют особо важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения данной территории, функционирования местного хозяйства.

Советы депутатов, по их поручению исполнительные комитеты и местные администрации обладают преимущественным правом на приобретение в установленном законодательством Республики Беларусь порядке находящихся на их территории общественных зданий, сооружений и иных объектов, которые могут быть использованы для местных нужд. При прочих равных условиях это право принадлежит нижестоящему Совету (по его поручению — исполнительному комитету или местной администрации).

Порядок передачи, купли, продажи, раздела коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы определяется Советом депутатов в пределах, установленных законом Республики Беларусь.

Перечень государственного имущества, безвозмездно передаваемого Советам, другим органам местного самоуправления, исполнительным комитетам и местным администрациям, определяется законодательством Республики Беларусь.

В случае возникновения между Советами депутатов разных территориальных уровней споров по определению принадлежности объектов коммунальной собственности такие споры разрешаются в месячный срок вышестоящим Советом либо по его поручению исполнительным комитетом.

При несогласии с решением вышестоящего Совета депуатов окончательное решение принимается Советом Министров Республики Беларусь в месячный срок.

Советы в целях защиты интересов населения, проживающего на подведомственной им территории, определяют условия владения и пользования объектами коммунальной собственности, отчуждаемой иным собственникам, в том числе на конкурсной или аукционной основе, обязательные для этих собственников.

ru.belbsi.by

§ 1. Понятие коммунальной собственности

Появление понятия «коммунальная собственность» в Украине связано с при-собственности нятием первого законодательного акта,

регламентирующего в новейшей истории деятельность органов местного самоуправ­ления в Украине, — Закона УССР «О местных Советах народных депутатов и местном самоуправлении», принятого в

декабре 1990 г. Возникновение его неразрывно связано с закреплением в законо­дательстве правоотношений местного самоуправления. Предшествующий период (с 20-х годов XX в.

) характеризовался чрезмерной централизацией не только власти, но и собственности, которая была представлена государственной собствен­ностью. Местные советы представляли собой звенья единой системы государ­ственного управления, жестко подчиняющиеся вышестоящим советам и другим органам государственной власти.

Находящееся в их управлении имущество явля­лось государственной собственностью и по отношению к нему советы не имели прав собственника.

Само понятие «коммунальная собственность» производное от понятия «ком­муна», которое в переводе с французского соттипе означает община, в переводе с латинского соттишз —совместный.

Понятие коммунальной собственности в Украине аналогично понятиям муниципальной, кантональной собственности.

Му­ниципальной собственностью называется собственность, принадлежащая местным территориальным общинам в России, США, Великобритании и ряде других стран, кантональной — в Италии.

Право собственности представляет собой урегулированные законодательством общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению имущест­вом. Право коммунальной собственности не является исключением.

Понятие «коммунальная собственность» используется в объективном и субъ­ективном значениях.

В объективном значении право коммунальной собственности представляет собой совокупность правовых норм, которые устанавливают и охраняют принадлежность объектов материального мира и объектов интеллектуальной собственности территориальным общинам (громадам) городов, поселков, сел.

При этом следует иметь в виду, что Конституция и законодательство Украины преду­сматривают возможность объединения жителей нескольких сел в одну территори­альную громаду. В этом случае субъектом права собственности будет объединение нескольких сел.

Полномочия собственника в описанной ситуации реализует сель­ский совет, избранный жителями не одного села, а нескольких сел, объединенных в одну громаду. В субъективном значении право коммунальной собственности представляет собой возможности конкретных территориальных общин (громад) в пределах действующего законодательства осуществлять владение, пользование, распоряжение и другие полномочия в отношении принадлежащих им объектов со бственности.

Термин «коммунальная собственность», как и аналогичный ему «муниципаль­ная собственность», можно употреблять, как отмечается в юридической литерату­ре, в двух различных смыслах: юридическом и экономическом.

В юридическом он обозначает вещное право, право лица на определенную вещь (совокупность ве­щей), включающее в себя правомочия владения, пользования и распоряжения этой вещью (вещами).

В экономическом — как обозначение совокупности отно­шений, связанных с определенным имущественным комплексом и определенным субъектом хозяйственной деятельности [1].

Закон УССР «О собственности» от 7 февраля 1991 г. конкретизировал в статьях 31 и 35 статус коммунальной собственности, как собственности государ­ственной коммунальной.

Такое ее определение подчеркивало двойственный пере­ходный характер последней, фактически считая ее частью государственной собст­венности. Этот подход соответствовал уровню развития отношений собственности в обществе.

Дальнейшее развитие указанных отношений подтвердило правиль­ность выбранного пути на восприятие принципов Всемирной хартии местного са­моуправления и Европейской хартии о местном самоуправлении.

Право собственности реализуется в том случае, когда оно наполнено реаль­ным содержанием.

В Украине начало реализации права коммунальной собствен­ности было положено принятием постановления Кабинета Министров Украины «О разграничении государственного имущества Украины между общегосудар­ственной (республиканской) собственностью и собственностью административно-территориальных единиц» от 5 ноября 1991 г.

В этом постановлении были пере­числены объекты, передаваемые в коммунальную собственность.

Передача осуществлялась ступенчато: сначала все объекты, подлежащие передаче, переда­вались областным советам, которые в свою очередь впоследствии, оставив часть объектов в областной коммунальной собственности, передавали оставшуюся часть районным и городским советам областного подчинения. Последние в свою очередь передавали таким же образом часть полученных объектов на более низкие уровни советов — городским районного подчинения, поселковым, сельским советам.

Принятие новой Конституции Украины в 1996 г. положило начало признанию коммунальной собственности в качестве самостоятельной, не зависящей от других и равноправной форме собственности. Это изменило экономическую природу и правовой режим данного вида собственности (см. схему 17).

Основания возникновения коммунальной собственности

Безвозмездная передача из государственной собственности в процессе разграничения

Приобретение имущества, нематериальных ценностей за счет средств громад

Безвозмездная передача в процессе исполнения

законодательства о передаче объектов социальной

Передача (дарение) физическими и юридическими лицами

К оммуиальная собственность

В юридической литературе встречаются упоминания о том, что коммунальная собственность относится к частной, не является публичной. С этим нельзя согла­ситься, поскольку при использовании ее преследуются публичные, а не частные интересы. Правильным в этой части является высказывание А. Соловьева об от­несении к публичной собственности, наряду с государственной, коммунальной собственности [2].

Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997 г.

(с последующими изменениями и дополнениями) определил коммунальную собст­венность как право территориальной громады самостоятельно владеть, целесооб­разно, экономно, эффективно пользоваться и распоряжаться по своему усмотре­нию и в своих интересах имуществом, которое принадлежит ей непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

Правоотношения коммунальной собственности проходят еще стадию развития и становления [3], только в Верховной Раде Украины находятся на рассмотрении несколько проектов законов о коммунальной собственности. Достаточная правовая регламентация этой разновидности публичной собственности в будущем может оказать существенное влияние на развитие местного самоуправления.

adhdportal.com

Коммунальная собственность

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое «Коммунальная собственность» в других словарях:

Коммунальная собственность — собственность административно территориальных единиц, вид государственной собственности (п. 1 ст. 215 ГК). В соответствии с п. 3 ст. 215 ГК коммунальная собственность состоит из казны административно территориальной единицы и имущества,… … Юридический словарь современного гражданского права

Коммунальная собственность — то же, что и муниципальная собственность (собственность местных самоуправлений) … Юридическая энциклопедия

Коммунальная собственность — см.: Муниципальная собственность … Энциклопедический словарь конституционного права

СОБСТВЕННОСТЬ КОММУНАЛЬНАЯ — Коммунальная собственность … Юридическая энциклопедия

СОБСТВЕННОСТЬ КОММУНАЛЬНАЯ — (см. Коммунальная собственность) … Энциклопедический словарь экономики и права

Собственность Коммунальная — вид государственной собственности, владельцами которой являются граждане данного края, области, района и других первичных ассоциаций. Объектами С.к. являются жилищный фонд, жилищно коммунальное хозяйство, предприятия, содержащиеся за счет… … Словарь бизнес-терминов

Коммунальная квартира — («коммуналка») (в СССР) квартира, находящаяся в государственной собственности, заселяемая государственными органами в соответствии с нормативами жилой площади, положенной на одного человека, независимо от семейного статуса жильцов и… … Википедия

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — в соответствии со ст. 13 Конституции и ст. 213 ГК государственная собственность является одной из форм собственности. Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно территориальные единицы (п. 2 ст.… … Юридический словарь современного гражданского права

Конституция Украины — Политика Портал:Политика Украина Эта статья часть серии … Википедия

ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ — в соответствии со ст. 213 ГК собственность может быть государственной и частной. Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно территориальные единицы. Согласно ст. 215 ГК государственная… … Юридический словарь современного гражданского права

dic.academic.ru

Источник: https://new-advocat.ru/chto-otnositsja-k-kommunalnoj-sobstve/

Муниципальная (коммунальная) собственность

Что такое коммунальная собственность в рб

1. Природа и сущность трансформации собственности в независимой Украине.

2. Сущность и признаки коммунальной (муниципальной) собственности.

3. Субъекты и объекты коммунальной (муниципальной) собственности.

4. Особенности формирования коммунальной (муниципальной) собственности в Украине.

Природа и сущность трансформации собственности в независимой Украине

К концу 80-х годов, до провозглашения 24 августа 1991 независимости Украины, основные производственные фонды в УССР составляли 331 млрд руб. и имели такую структуру [9], в%:

> Государственная собственность – 82,8;

> Колхозная – 14,2;

> Кооперативная – 1,8;

> Личная собственность граждан – 1,2.

Разновидностями общегосударственной собственности по праву распоряжения были:

Союзная государственная собственность;

Республиканская государственная собственность;

Отраслевая (министерская) государственная собственность;

Местная государственная собственность.

Жесткая монополия государства при завершении экстенсивного развития экономики стала тормозом, привела к застойным явлениям, деградации. Поэтому появилась объективная необходимость в плюрализме форм собственности, разгосударствлении и приватизации.

Переход от одной формы собственности к другой может быть эволюционным (таким, что предполагает конкуренцию, банкротство, постепенность приватизации и реприватизации) и революционным (предусматривающим отчуждение).

В Украине начало приватизации положено принятием Закона “О собственности” от 7 февраля 1991

По состоянию на 1 января 1995 в Украине приватизировано 11502 объектов. Однако в своей основе это были объекты малой приватизации. Для активизации процесса приватизации и разгосударствления в 1995г.

В Украине была проведена масштабная сертификатная приватизация (Указ Президента Украины “О мерах по обеспечению прав граждан на использование приватизационных имущественных сертификатов” от 27.12.1994 г.).

Фонд государственного имущества издал 270 лицензий доверительным обществам для деятельности с приватизационными бумагами. 77 лицензий получили инвестиционные фонды и компании.

Недалеко сертификатной приватизации:

Недостаточная законодательная определенность привела к фактическому обкрадывания трастами населения;

Установка на пополнение государственного и местных бюджетов за счет средств, полученных от приватизации;

Большая часть разгосударствленных объектов, в частности в Киеве, к приватизации находилась в коммунальной собственности, а их приватизацию осуществлял государственный орган;

Эволюционное задачи по приватизации был выполнен революционными темпами при отставании законодательного регулирования и отсутствия государственной стратегической установки относительно приватизации.

Сущность и признаки коммунальной (муниципальной) собственности

Законодательное поле Украины содержит термин “коммунальная собственность” – форма собственности, субъектом права которого является территориальный коллектив.

Понятие коммунальной собственности в законодательстве Украины возникает в декабре 1990 г.. С принятием Закона “О местных Советах народных депутатов и местном самоуправлении”.

Законом определялось:

Коммунальная собственность составляет основу местного самоуправления;

Управления коммунальной собственностью осуществляют от имени населения соответствующие местные советы народных депутатов и полномочий ими органы местного самоуправления;

К коммунальной собственности были отнесены имущество, бесплатно передано экс-СССР и УССР, другими субъектами, а также имущество, приобретенное местными советами по принадлежащие им средства.

Фактически право коммунальной собственности в Украине осуществляется с принятием Постановления КМУ № 31 от 5.11.1991 г. “. О разграничении государственного имущества Украины между общегосударственной (республиканской) собственностью и собственностью административно-коммунальных единиц (коммунальной собственностью)”.

Понятие коммунальная собственность охватывает собственность как территорий субрегиональных уровней (областей, районов), так и базовых территорий (сел, поселков, городов). Собственность базовых территорий принято называть муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность – это отношения общего присвоение территориальной общиной населенного пункта имущества, природных объектов, финансовых активов.

Признаки муниципальной собственности:

1) это общественная собственность населенного пункта;

2) это материальная и финансовая основа местного хозяйства, самоуправления;

3) это негосударственная собственность, такая, что принадлежит населению соответствующих поселений, а не народа в целом или частному владельцу.

4) от имени местной общины права на владение, пользование и распоряжение осуществляют избранные населением местные советы и их исполнительные органы;

5) тесно связана с обеспечением социально-экономических потребностей населения этого территориального образования.

К этому времени в нашей стране действует Закон Украины “О собственности” от 7.02. 1991 В соответствии с нормами этого Закона, коммунальная собственность признается не как отдельная форма собственности, а как разновидность государственной собственности. В соответствии с этим Законом определены и субъекты коммунальной собственности.

Закон Украины “О собственности” от 7.02.1991 г.. (Извлечение) Статья 32 (извлечение)

2. Субъектами права коммунальной собственности являются административно-территориальные единицы в лице областных, районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.

3. Субъектами права государственной собственности на землю выступают:

областные, районные, городские, поселковые, сельские советы народных депутатов – на земле в пределах их территорий, за исключением земель, находящихся в общегосударственной собственности.

Этим законом также определены объекты коммунальной собственности:

Закон Украины “О собственности” от 7.02.1991 г.. (Извлечение)

1.

Объектами права коммунальной собственности является имущество, обеспечивающее деятельность соответствующих Советов и образуемых ими органов; средства местных бюджетов; государственный жилищный фонд, объекты жилищно-коммунального хозяйства; имущество учреждений народного образования, культуры, здравоохранения, торговли, бытового обслуживания; имущество предприятий; местные энергетические системы, транспорт, системы связи и информации, включая национализировано имущество, переданное соответствующим предприятиям, учреждениям, организациям; а также другое имущество, необходимое для обеспечения экономического и социального развития соответствующей территории.

Этим законом фактически закреплена бесплатная передача в коммунальную собственность доли государственной собственности.

Дальнейшее развитие института коммунальной собственности происходит на рыночных принципах, которые регулируются в частности, Гражданским кодексом Украины, Хозяйственным кодексом Украины, специальными законами Украины, к которым можно отнести Закон Украины “О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности” от 3.03.1998 г..

К особенностям функционирования института коммунальной собственности можно отнести наличие объектов права муниципальной собственности исключительно общественного пользования. Это те объекты, которые выведены из товарно-денежного оборота и не могут быть переданы или отчуждены органами местного самоуправления в пользу юридических и физических лиц, а именно:

> Улицы, тротуары; Парки, скверы;

> Реки, озера, водоемы и их берега;

> Мосты;

> Кладбище;

Памятники архитектуры, заповедники; свалки.

Перечень объектов исключительно общественного пользования, в соответствии с законодательством, определяется территориальной общиной, решением референдума или соответствующего совета, закрепляется в уставе территориальной общины.

Дискуссионным является вопрос об ограничении по отнесению объектов к праву муниципальной собственности, а именно: может находиться в коммунальной собственности имущество, которое не повязкам связано с предоставлением общественных услуг, объекты, деятельность которых осуществляется исключительно с коммерческими целями, а не связанными с предоставлением услуг территориальной общине? Такая норма содержится в одном из проектов Закона “О коммунальной собственности”.

Мотивация “за”: необходимо предотвратить негативное практике предоставления платных услуг подразделениями органов власти, которые по сути являются предприятиями-монополистами.

Мотивация “против”: согласно Конституции, все формы собственности равны; территориальная община имеет собственные критерии развития населенного пункта (такие, как преодоление безработицы, эффективное использование собственных ресурсов и т.д.).

Выход: среди коммунальных организаций законодательно следует различать неприбыльные структуры, обеспечивающие функции управления или предоставляют социальные услуги, и коммерческие структуры (предприятия), которые производят продукцию и оказывают услуги, целью которых является самоокупаемость и получение прибыли. Деятельность коммерческих структур должна регулироваться, в частности, антимонопольным законодательством.

Формирование коммунальной (муниципальной) собственности в Украине имело свои особенности.

Во-первых, в отличие от практики большинства зарубежных развитых стран, в Украине имущество коммунальной собственности сформирован путем его безвозмездной передачи из общегосударственной в коммунальную собственность.

В зарубежных странах имущество муниципальной (коммунальной) собственности сформировано, как правило, путем выкупа объектов частной собственности в собственность территориальных коллективов, а также путем создания объектов коммунальной собственности за счет средств органов местного самоуправления.

Во-вторых, в отличие от Украины, где было введено областную, районную, городскую, районную в городах, сельских и поселковых разновидности коммунальной собственности, в зарубежных странах право коммунальной (муниципальной) собственности реализуется на уровне первичной (базовой) административно-территориальной единицы .

В-третьих, в зарубежных странах, включая Российскую Федерацию, имущество коммунальной собственности не засчитывается в состав государственной собственности и является самостоятельной формой собственности.

В Украине до 1996 г.. Объекты коммунальной собственности принадлежали к государственной собственности, и, как следствие, произошло разгосударствление объектов коммунальной собственности в период ваучерной приватизации.

Источник: https://studbooks.net/26115/ekonomika/munitsipalnaya_kommunalnaya_sobstvennost

Портал Закона
Добавить комментарий