Должен ли человек нести ответственность за свои поступки

Как научиться брать ответственность?

Должен ли человек нести ответственность за свои поступки

Ответственность формируется, воспитывается и прививается ребенку как необходимый социальный навык. Малыша учат понимать и принимать на себя обязательства отвечать за поступки, действия, их последствия.

Брать за себя ответственность приходится учиться и в детстве, и самостоятельно во взрослом возрасте, так как количество обязанностей в процессе жизнедеятельности увеличивается.

Ответственность как социально обусловленный навык встраивается в структуру личности человека и становится волевым качеством.

Ответственный человек – личность, которая осуществляет внешний и внутренний контроль усилием воли, с чувством долга и ответственности.

Человек, научившийся брать ответственность:

осознает, что жизнь, успех, самореализация, счастье зависят от него;готов выполнять данные себе и другим людям обещания, делает это старательно;умеет принимать решения в кризисных ситуациях;умеет заботиться о тех, кто нуждается в помощи и поддержке, или недостаточно самостоятелен;

ясно осознает последствия, к которым приводят решения.Когда Вы берете на себя ответственность, зарождаются межличностные отношения, предполагающие права и обязанности, чувство долга и чести.

Супружество, родительство, опека, работа, другие сферы жизнедеятельности предполагают взятие на себя тех или иных обязательств.

Границы личной ответственности

Когда человек учится брать обязательства, он должен четко осознавать границы и нормы допустимого.

Недостаток ответственности, неумение и нежелание брать и исполнять обязательства – безответственность. Избыток ответственности – гиперопека.

Безответственные люди не берут на себя обязательства, желая упростить жизнь, но страдают от своей беспомощности, инфантильности, несерьезности, легкомысленности, малодушия.

Гиперответственные люди страдают от тревожности, страхов, раздражительности, мнительности, чрезмерного контроля.

Гиперопека не менее опасна, чем безответственность. И недостаток, и переизбыток ответственности негативно влияют на личную жизнь, из-за них возникают межличностные и внутриличностные конфликты.

Ответственность в своем нормальном проявлении:

регулирует, организовывает жизнь,
повышает самооценку, дает уверенность в себе,вызывает уважение и самоуважение,осуществляет внутренний и внешний контроль,наполняет жизнь смыслом,

дает ощущение свободы и независимости.

Способы принятия ответственности

Желающим научиться ответственность брать на себя рекомендуется действовать в двух направлениях:

Принимать предоставляемую ответственность.
Проявлять инициативу и самостоятельно находить обязательства.

Первый путь пассивный, второй – предполагает активность, но они оба вырабатывают навык и способность.

В случае принятия предоставляемой ответственности, человеку нужно усилием воли заставить себя выполнить задание, преодолеть нежелание, лень, робость и страхи. Не думать об этом как о безвыходном положении.

Ответственная ситуация, затрагивающая личность, возникает сама по себе либо по инициативе другого человека и должна быть воспринята как необходимость.

К примеру, систематически выполняя обязанности по дому в срок и в нужной форме, человек научится нести ответственность за предпринимаемые действия. Как родители учат маленьких детей складывать разбросанные игрушки, так и взрослый человек самостоятельно учится выполнять домашнюю работу, мотивируя себя необходимостью соблюдать чистоту и порядок.

Самостоятельно создавая условия, в которых человек берет ответственность, он ускоряет развитие своей личности. В таком случае, он сам дает себе задание, выполняет и несет ответственность за результат. Он искусственно создает, моделирует  ситуацию ответственности и учится действовать в ней, контролирует свои эмоции и желания, мотивирует себя.

Ситуации, развивающие чувство ответственности

Экстремальные ситуации. Это ситуации, когда от способности принять на себя ответственность зависит жизнь человека и других людей. Это сложные, опасные ситуации, требующие силы воли и выносливости. Если человек испытывает себя в подобном положении, нужно действовать осторожно и разумно.

Пример. Относительно безопасным способом развить ответственность в экстремальной ситуации выступает спорт.

Ситуации, когда невозможно не взять ответственность. У человека нет выбора, он не может отказаться из соображений морали и нравственности, чувства долга, имея желание помочь.

Пример. Человеку доверяют последить за чужим ребенком на время, пока родители заняты неотложными делами, а ребенка оставить не на кого.

Ситуации, предоставляющие новые права. Так как нет прав без обязанностей, их приобретение повлечет за собой ответственность.

Пример. Приобретая домашнее животное и наслаждаясь правом играть с ним и получать радость, человек берет на себя ответственность за его благополучие. Детям дарят животных в надежде обучить брать ответственность за другое живое создание.

Положительные ситуации. Человек легко берет и несет ответственность за то, что любит, что приносит радость, что ему дорого и важно.

Пример. Когда человек любит другого, он испытывает желание ему помочь, позаботится, поддержать – это проявления чувства ответственности.

Обязательный человек любит жизнь, поэтому несет ответственность самостоятельно, управляет собой, свободен быть тем и жить так, как хочет.

Источник: https://sunmag.me/sovety/01-03-2014-kak-nauchitsya-brat-otvetstvennost.html

Проблема ответственности человека за свои поступки: аргументы и рассуждения

Должен ли человек нести ответственность за свои поступки

Так случилось, что человеческая жизнь состоит из поступков и их последствий.

И пожалуй, умение отвечать за свои поступки, нести тяжесть принятого решения является ключевым умением, которое определяет человека как личность.

Проблема ответственности человека за свои поступки, аргументы в пользу которой будут представлены в этой публикации, всегда была актуальной. Ведь что бы человек ни совершил, все будет иметь последствия.

Что такое безответственный поступок?

Ключевым понятием в этой проблеме выступает слово «поступок», то есть действие человека. Какое же действие можно определить как безответственное? В рамках исследования «Проблема ответственности человека за свои поступки» аргументы из литературы лучше раскроют этот вопрос.

Стоит вспомнить повесть В. Г. Распутина «Живи и помни». Герой произведения дезертирует с места боевых действий. Он скитается в окрестностях родной деревни и регулярно наведывается к своей жене, вовлекая ее в серьезные неприятности.

Он труслив и заботится только о себе, поэтому скрывается до последнего, не желая признавать вины и отказываться от роли беглеца. Тем временем его жена мужественно выносит все горести, что выпадают на ее долю, скрывая тот факт, что муж находится в окрестностях деревни.

Но силы ее не бесконечны, в конечном итоге она совершает самоубийство.

Герой произведения думает только о себе, он не задумывается о том, что его поступки могут отрицательно сказаться на судьбе матери или жены. Не желая отвечать за содеянное, он губит жизнь ни в чем не повинного человека.

Не навреди

Если углубиться в изучение темы «Проблема ответственности человека за свои поступки», аргументы в произведении, рассмотренном выше, твердят об одном: не навреди. Пребывая в тесных социальных взаимоотношениях, каждый человек должен понимать, что его действия не должны приносить вреда другим людям. Это касается не только дел, но слов и даже творчества.

Можно привести множество примеров того, как необдуманные действия приводят к тому, что окружающие начинают страдать. Например, Лука из пьесы «На дне». Он говорил обитателям ночлежки, что у них есть надежда на лучшее будущее, и даже предлагал некоторые варианты действий. Но когда он исчезает, всем становится нестерпимо больно от его слов.

Говорят, что люди умирают, когда у них перестает биться сердце, на деле же они могут умереть от невысказанных слов и неоправданных надежд. Не физически, конечно, духовно.

Ответственность в произведении Булгакова

В жизни простых обывателей и гениальных людей всегда присутствует проблема ответственности человека за свои поступки. «Мастер и Маргарита» – известный роман М. Булгакова, где проблема ответственности прослеживается в действиях каждого главного персонажа.

Понтий Пилат идет против совести и человеческих убеждений, приговаривая к казни бродячего философа. Берлиоз, забыв об истинном предназначении литературы и творца, «травит» Мастера, откинув угрызения совести. И даже сам Мастер сжигает свой роман, не дав возможность читателям узнать истину. В конечном итоге каждый из них получает по заслугам.

Проблема ответственности в жизни

В каждом литературном произведении достаточно наглядно показана проблема ответственности человека за свои поступки. Аргументы из жизни могут лишь дополнить все выше сказанное:

  • В небольшом сибирском городке начали пропадать дети. Позже их тела стали находить на окраине за чертой поселения. Милиция поднимала архивы, но убийцу так и не могли отыскать. Был единственный человек, на которого падали подозрения. Но сколько бы раз правоохранительные органы ни проверяли информацию о его месте пребывания, данные указывали на то, что он находится в лечебнице для душевнобольных. Спустя какое-то время выяснилось, что преступник давно выписался из лечебного заведения, только медсестра забыла оформить соответствующие документы, что позволяло ему спокойно бесчинствовать.

Возможно, это слишком своеобразный аргумент, но факт остается фактом – безответственное отношение к своим обязанностям всегда приводит к плачевным последствиям. Конечно, они не всегда такие ужасные, зато всегда присутствуют.

Ответственность за жизни других

Любое необдуманное действие приводит к тому, что возникает проблема ответственности человека за свои поступки. Аргументы, которые приведены выше, прямое тому доказательство. Но следует понимать, что бездействие – это тоже действие. Сделать вид, будто ничего не происходит, намного проще, чем вмешаться в ход событий.

Человеческое безразличие тоже входит в категорию поступков, за которые приходится отвечать. Очень хороший пример по этому поводу привел А. Куприн в рассказе «Чудесный доктор». Произведение было создано на основе реальных событий.

Человек, которого извела постоянная нищета, решает покончить жизнь самоубийством. Но как раз перед тем, как он приготовился сделать последний, отчаянный шаг, с ним заводит разговор доктор Н. Пирогов. Врач помогает отчаявшемуся.

Именно с этого момента жизнь человека начинает идти «вверх».

Но что бы случилось, если бы врач проигнорировал грустное выражение лица незнакомца? В мире стало бы на одно человека меньше и на одно горе больше.

Всего несколько слов, немного участия, сочувствия и понимания. Это не так много, бесплатно и в то же время бесценно.

Каждый из нас влияет на судьбы других, и это еще одна проблема ответственности человека за свои поступки, аргументы которой говорят сами за себя.

Без угрызений совести

Люди всегда знали о совести, ее тяжелом бремени и важности. И пока существует человечество, будет иметь место проблема ответственности человека за свои поступки. Аргументы, которые приведены в статье, лишь небольшой фрагмент того, что пытаются передавать люди из поколения в поколение.

В. Астафьев когда-то написал: «Жизнь не письмо, здесь нет места, чтобы написать постскриптум». Нельзя совершить поступок, а потом его стереть или прикрыть оправданиями.

Какое бы решение человек ни принял, он должен осознавать, что рано или поздно придется столкнуться с последствиями.

И прожить достойную жизнь можно лишь в том случае, когда человек находится в согласии с собственной совестью и готов ответить за все, что сделал, сказал или проигнорировал.

Источник: https://FB.ru/article/301527/problema-otvetstvennosti-cheloveka-za-svoi-postupki-argumentyi-i-rassujdeniya

Как в разные времена решается проблема ответственности за свои поступки

Должен ли человек нести ответственность за свои поступки

Приветствую вас, дорогие друзья. Сегодня я хотела бы поразмышлять и пригласить вас к обсуждению на следующую тему. Все мы когда-то сталкиваемся с последствиями безответственности. Грозно обличаем, сотрясаем воздух, но иногда и пользуемся советом классика «на себя оборотиться». И не всегда видим «в зеркале» отражение, которое радует.

Вот об этом сегодня и поговорим: все ли мы осознаем ответственность за совершение поступков, и чем аукается нам и нашим близким беспечность.

Раньше я как-то не задумывалась над этой темой, а когда стала мамой все чаще и чаще меня стали посещать подобные мысли и вот их я постараюсь изложить в данном посте.

Наука и религия о проблеме

Хорошо известно, что ряд великих ученых серьезно задумывались о последствиях собственных научных открытий. Хрестоматийный пример: роль Эйнштейна в создании американцами атомной бомбы.

Накануне Второй мировой ученые США узнали о том, что в Германии ведутся соответствующие исследования, и обратились с письмом к президенту Рузвельту. Обращение «стимулировало» начать такие же работы в Америке.

Позже Эйнштейн сожалел, что был в числе подписавших эту петицию, хотя и понимал, что тогдашний порыв был объяснимым.

Много внимания проблема ответственности за свои поступки привлекает в религии и построенные на их основе философские учения. Грехи, то есть наши неблаговидные поступки, обязательно наказываются. И это справедливо, правильно, поскольку необходимо учить человечество задумываться о последствиях своих деяний.

Таков лейтмотив.

Но есть выход, говорят те же постулаты. Да, мы несовершенны, но способны учиться, а для этого надо сначала проанализировать поступки. И раскаиваться в своих ошибках.

Порой обыватель эту сторону религиозных верований искажает, попросту ерничает, что мол хорошо придумали священники: согрешил — помолился, и все, свободен. Чист, можно снова грешить.

Суть-то в другом: каждый должен искренне оценить свои поступки. Честно признать, в чем был неправ, устыдиться, если не просто ошибался, а кривил душой, малодушничал. Особенно, если при этом пострадали другие люди.

Только это – глубокая нравственная работа и подлинное, а не показное раскаяние служит нашему духовному росту. Неслучайно история знает примеры, когда даже люди, совершившие преступление, наказанные по закону, потом приходили к вере или даже без церкви пересматривали свою позицию и дальше жили насыщенной нравственной жизнью, помогая обретать смысл и душевное равновесие другим.

В литературе и искусстве

Детально проработана тема нравственного выбора в литературе и искусстве. Начиная с самых простых детских стихов, например, про того же зайку, брошенного хозяйкой, авторы вместе с нами решают эту дилемму.

Нет ни одного произведения классиков мировой литературы, где бы ни ставился, в том или ином ракурсе, этот вопрос: «Быть или не быть?» Речь, понятно, не о том, жить ли, существовать или уйти в мир иной. Это задачка иного, морального плана: «Быть ли порядочным человеком?»

Даже не стану здесь начинать перечислять примеры поскольку их огромное количество. Все вы сами вспомните, какая из книг произвела на вас наиболее сильное впечатление, заставила задуматься о предназначении человека и иных аспектах его бытия.

У живописцев свои изобразительные средства. Они без единого слова подводят нас к тем же мыслям. Скажем, известное полотно Рембрандта «Возвращение блудного сына» будит воспоминания о наших ошибках в воспитании детей, которые потом аукаются всей семье.

Картина Василия Верещагина «Апофеоз войны» стала жутким упреком тем, кто развязывает кровавые противостояния народов. А какие картины больше всего произвели на вас впечатления? Вызвали эмоции? Заставили задуматься?

Но ведь не только «сильные мира сего» участвуют в исторических событиях. Все мы несем свою долю личной ответственности.

Настоящим потрясением в 80-е годы прошлого века стал фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние». Он как раз об этом: все возвращается, ничто не проходит бесследно. Мы можем заставить себя забыть о своих неблаговидных поступках, но возмездие все равно настигнет, и хуже всего, что расплачиваться приходится чаще всего детям и внукам.

Поразительно, что картина Абуладзе нашими «профессиональными критиками» была поначалу принята в штыки, во всяком случае, многими. Режиссера обвиняли в «потакании низменным настроениям масс» и прочих «грехах».

Не меньшую дискуссию вызвал другой фильм, документальный «Легко ли быть молодым?» Ругали, хвалили, но главное их достоинство несомненно: многих подобные заметные явления искусства заставили задуматься о своей позиции.

Политики, руководители и все-все-все

Есть довольно распространенная категория людей, которые винят во всех бедах других. Виноваты родители, учителя, врачи, коллеги, соседи, начальство и т.д. Для того, чтобы на себя принять ответственность за свои поступки, аргументы искать не хочется.

В любой компании мы видим таких «обличителей», гневно распинающихся по поводу беспредела власти, хамства в магазинах, некомпетентности полиции и т.д.

Попробуйте их спросить, что они сделали, чтобы хоть что-то исправить! Снова будут распыляться о том, что мы — люди маленькие, а другие «за это зарплату получают» и т.д.

В советские времена поколение учили гражданской ответственности с детства. «Раньше думай о Родине, а потом о себе…» — пели в советских школах.

Теперь многие уверены, что там, на западе, все как-то само собой решается, а у нас — бардак. На секундочку: в благополучных скандинавских странах каждый житель является участником  доброго десятка общественных организаций.

Примерно как у нас раньше было: ДОСААФ, Красный Крест и т.д. Понятно, что далеко не все там «пашут», кто-то просто числится, кто-то время от времени включается в некие мероприятия.

Но участие в делах на общее благо — это особая форма ответственности.

Когда вы патрулируете вместе с группой других родителей территорию около школы или в микрорайоне, вы поднимаетесь над своим узким мирком и начинаете осознавать, как действительно непросто решить ту же проблему подростковой наркомании, безнадзорности.

Когда нам «фиолетово», «параллельно», что происходит в соседней квартире, почему голодный парнишка сидит с сигаретой в подъезде, а не идет домой, не надо удивляться, что кто-то когда-то столь же равнодушно пройдет и мимо вашего ребенка в беде или сложной ситуации.

Хорошо, оставим пока ответственность широкого плана. Но и дома, и в трудовом коллективе немало желающих «спихнуть» свои обязанности на других. И не задумываться о последствиях своих поступков и проступков.

Очень грозными оказываются последствия врачебных или педагогических ошибок. Тут «ценой вопроса» вполне может быть и жизнь, и поломанные судьбы многих людей. Поэтому еще на стадии выбора профессии стоит серьезно задуматься, посильна ли нам, нашим детям эта ноша. Вообще, наше ли это. А если уверены, если это действительно дело жизни, воспитывать в себе ответственность необходимо.

Все начинается с семьи…

Это аксиома, банальность, может быть, набившая оскомину. Но для меня это истина!

За повседневными хлопотами, карьерными «подвигами», выяснением отношений по типу «кто в доме хозяин» мы порой об этом забываем.

Но если мы своего ребенка не научим ответственному отношению к поступкам, он никогда не будет счастливым. Потому что безалаберность неизбежно приведет к печальным последствиям.

Вот пока и все, что я хотела сказать вам, дорогие наши читатели!

Читайте Blog-Bridge, подписывайтесь, обсуждайте предложенные здесь темы с друзьями, коллегами, членами семьи.

Учитесь вместе с нами!

новых открытий.

С вами была Екатерина Калмыкова

Источник: http://blog-bridge.ru/lichnostnyiy-rost/kak-v-raznye-vremena-reshaetsya-problema-otvetstvennosti-za-svoi-postupki.html

Как стать ответственным и научиться отвечать за свои поступки?

Должен ли человек нести ответственность за свои поступки
04 01 2017      Валентина       Пока нет комментариев

Ответственность – это важное качество, особенно для взрослого человека. Но не все обладают им, даже при достижении возраста совершеннолетия. Если человек не чувствует обязанностей перед кем-либо, это может изменить в худшую сторону его жизнь. Читатель, попробуем разобраться, какстать ответственным?

«Как развить целеустремленность: методики развития» Многим из нас знакомо чувство, когда опускаются руки, куда-то пропадает запал и желание доделывать что-то до конца. Особенно остро это ощущается после вереницы неудач и поражений. К сожалению, для достижения каких-либо результатов одной лишь мечты или желания, в большинстве случаев, не достаточно – необходимы конкретные действия.

Что мы понимаем под словом ответственность?

Человек живет в социуме. Это значит, что он общается с людьми по различным сферам жизнедеятельности, включая лично-семейные отношения. И в этих отношениях важно быть ответственным, но как им стать – понимают немногие люди. Для тех, кто забыл, что это такое, напомним:

  • Ответственность – это обязанность отвечать за поступки, действия. Это обязанность носит субъективный характер.
  • Ответственность – это личностное качество, основанное на воле человека. Это качество проявляется в осуществлении контроля над своей жизнью.
  • Ответственность – это наказание за совершение человеком правонарушений.

Таким образом, получается, что ответственность делится на две группы: моральная и юридическая. Последний вид ответственности имеет различные подвиды (материальная, уголовная, гражданская). Оба вида одинаково важны для человека и его близкого окружения.

Никто не хочет жить рядом с человеком, у которого отсутствует воля, а также с правонарушителем. Кстати, им становятся тогда, когда с детства ребенка не приучали отвечать за свои действия, потакали ему во всем. В результате вырастает морально незрелая личность. Именно такие личности, по анализу специалистов, более всего способны к совершению преступлений.

Преимущества ответственности

Что дает человеку ответственность? Почему необходимо стремится к ней, устраняя в себе чувство неуверенности, лени и апатии? Рассмотрим основные преимущества ответственности:

  • Это качество дает уверенность в себе и своих действиях.
  • Ответственного человека уважают окружающие его люди, что дает основание уважать самого себя.
  • Ответственный человек контролирует свою жизнь, а также не теряет самообладания в случае возникновения негативных, стрессовых ситуаций в жизни. Увы, но от них никуда не денешься. Наша жизнь состоит не только из праздников и радостей, но в нее иногда приходит горе и скорби.
  • Ответственность спасает человека от мизантропии, такой человек не будет осуждать других людей за их ошибки. Скорее, он будет учиться на негативном опыте близкого окружения, стараясь не допустить аналогичной ситуации или поступка. А если это произошло, стараться исправить ситуацию, упорно и следуя прямо к цели.

Следующий постулат о том, что ответственный человек несет ответственность за близких и родных, представляется спорным. Юридическая ответственность родителей за детей существует, но она продолжается до определенного возраста ребенка.

Моральная ответственность, как полагают многие родители, не зависит от возрастного показателя человека. Должен ли нести ответственность человек за других людей? Будь то, это родные люди? Автору статьи кажется, что нет, не должен.

Главное – это быть самим собой: это большая роскошь в современном мире, в котором люди надевают маски. Очень часто мы разговариваем не с душой человека, а с его бездушной маской. Человек обязан, прежде всего, нести ответственность перед самим собой.

Быть ответственным перед самим собой, и перед окружающими поможет вам быстрее добиться успеха. А чтобы ваши действия были более структурированны  пройдите марафон «Магия Достижений» И вы увидите, как быстро у вас начнется все получаться и успех придет к вам.

Улучши свою жизнь!

Как воспитать себя?

Каждое утро необходимо проговаривать про себя, что только человек несет ответственность за себя и свою жизнь. Это необходимо повторять несколько раз подряд, чтобы эта фраза прочно укрепилась в сознании. Да, это может быть самовнушением, но от него только одна польза. Не важно, что с человеком произойдет за день, главное – следовать это фразе и полюбить свои мысли.

Кроме того, помогайте близким. Если у вас есть младший брат или сестренка, крестный сын, помогите родителям забрать их из садика, посидите с ним, поиграйте, погуляйте. А такие сходите к врачу, внимательно выслушав все его рекомендации.

Как ни странно, но именно маленькие дети формируют чувство ответственности в другом человеке. Понимая, что маленький нуждается в защите взрослого, человек приободряется, начиная ухаживать за малышом. Очень помогает повысить ответственность.

Слова, слова.. Помните, песню Теоны Дольниковой? Действительно, говорим мы много, долго, но только малая часть беседы заслуживает внимания. Очень часто люди бросают слова на ветер. И в этом проявляется их безответственность.

Поэтому следует внимательно относиться к своим словам, беречь каждую букву. И самое главное – не давать напрасных обещаний, которые невозможно выполнить.

Дополнительные методы развития ответственности

Многим людям помогают записи в дневнике и блокноте. Это могут быть личные впечатления и переживания. Перечитав их, можно проанализировать свои ошибки. Блокноты также важны с точки зрения распорядка дня: попробуйте его распланировать. Это может помочь обрести дисциплину и самоконтроль над ситуацией.

И, наконец, повысить ответственность поможет организационная работа. Если вы молоды, активны, можно попробовать стать волонтером. В них нуждаются различные фонды благотворительной направленности. Волонтеры – это их добровольные помощники, помогающие в благих для общества делах.

Кроме того, на работе, заняв лидирующий пост, человек должен ощутить не власть над людьми, а ответственность перед ними. Это первое, что должен сделать грамотный и дальновидный руководитель. Иначе, он не добьется уважения со стороны персонала.

В некоторых случаях любовь сотрудников к своему руководителю спасает предприятие от долгов, от упадка и иных негативных экономических ситуаций.

Дерзайте! Ответственность иногда наступает сама, вне зависимости от воли человека. В этом случае остается только одно-принять ее, следовать ей всю сознательную жизнь. Удачи, и если вам понравилась статья, просьба поделиться ею в социальных сетях.

Поделись статьей с другом:

Источник: https://www.comfystyle.club/kak-stat-otvetstvennym/

Как помочь людям брать на себя ответственность

Должен ли человек нести ответственность за свои поступки

Один из признаков мудрости и зрелости человека — это умение нести ответственность за свои решения и поступки, а также за их последствия.

Возможно, вы сами являетесь мудрым человеком, однако если вы работаете в компании или являетесь лидером, то наверняка сталкиваетесь с людьми, которые таковыми не являются.

Это могут быть очень талантливые личности, которые при этом не отвечают за свои дела и решения. Наша статья посвящена стратегиям, которые помогут вам изменить такое положение вещей.

Признаки и симптомы отсутствия ответственности

Порой тяжело заметить, когда человек не хочет брать на себя ответственность. Однако существует несколько признаков:

  • Потеря интереса к работе и успеху команды
  • Обвинение других в собственных неудачах
  • Проваленные дедлайны
  • Избегание сложных заданий и проектов
  • Отсутствие желания рисковать
  • Регулярные жалобы на несправедливое отношение, жалость к себе
  • Зависимость от деятельности других людей
  • Отсутствие доверия к лидеру и команде
  • Частые оправдания

Стратегии

Когда член команды не берет на себя ответственность за свои действия, некоторые менеджеры надеются на то, что это скоро пройдет. Другие решаются уволить такого человека.

https://www.youtube.com/watch?v=1i2pcn_S6p4

Ни один из таких подходов не является идеальным, каждый из них, вероятно, сделает только хуже. Вместо принятия подобных мер, вы должны обеспечить людей необходимыми ресурсами и привить им те навыки, которые помогут эффективно справляться с обязанностями. Создание правильной атмосферы тоже может помочь человеку брать на себя ответственность за свои действия и решения.

Вот несколько стратегий, которые позволят вам это сделать.

1

Если человек не хочет брать на себя ответственность, то не всегда причина в его характере и плохом отношении к обязанностям. Вполне возможно его что-то волнует, поэтому поговорите с ним откровенно и выясните причину. В конце концов в жизни любого происходят негативные события, которые влияют на работу и мотивацию.

Когда речь идет об ответственности, есть два варианта:

  1. Человек на хочет брать ее на себя.
  2. Человек не хочет нести ответственность за свои поступки.

Несмотря на то, что это два отдельных случае, они чаще всего идут рука об руку. Выясните, с каким типом ответственности вы имеете дело и обсудите это с человеком.

2

Каждому человеку необходимы условия и ресурсы для того, чтобы выполнять свою работу качественно. Это может быть оборудование, тренинги, доступ к информации и так далее.

Если вы обеспечите людей всем необходимым, у них больше не будет психологического преимущества и желания обвинить вас во всех неудачах.

3

Возможно, некоторые члены команды не понимают, что от них требуется. Проясните роли и укажите им на цели, которых они должны достичь за определенное время. Также убедитесь, что в описании вакансии у вас все четко прописано и не возникнет недопониманий.

Скажите им, что существуют роли как человека, так и команды. Иногда они могут вступать в конфликт, поэтому убедите подчиненных, что команда — прежде всего. Когда люди понимают, что они делают и зачем, они лучше видят общую картину и начинают брать на себя ответственность.

4

Подумайте над тем, что привлекает вас в вашей работе и почему. Выясните, что мотивирует членов вашей команды и заставляет их относиться к делу с энтузиазмом. Ведь сотрудник берет на себя ответственность, когда чувствует гордость за то, что он делает.

Вовлекайте людей, обсуждая с ними их ценности. После этого покажите им, каким образом их ценности сочетаются с ролями и задачами. Если чувствуете, что роль и задачи человеку не подходят, переместите его на другую должность.

5

Порой люди ощущают, что не имеют контроля над своей жизнью. Все, что они делают, не имеет смысла, потому что не приносит результатов и не меняет ее.

Люди, которые верят в то, что внешние силы влияют на их судьбы, неспособны развиваться. Такое отношение к жизни называется локусом контроля и может подорвать уверенность любого человека в себе. Чтобы изменить такую модель мышления, требуется несколько условий:

  • Позвольте членам команды одержать несколько быстрых побед
  • Укрепляйте их уверенность в себе: напоминайте им о прошлых успехах и сильных сторонах
  • Учите их позитивному мышлению
  • Помогайте им бороться с комплексом жертвы

6

Микроменеджмент — это способ управления людьми, при котором босс «заглядывает через плечо» своего работника. Научите своих людей самостоятельности и не контролируйте их лишний раз. Даже если они будут совершать ошибки, то извлекут уроки и быстрее приобретут опыт. Научитесь правильно делегировать задачи и дайте им свободу.

Если же вы сами с трудом принимаете ответственность на себя, хотите больше разобраться в своем поведении, своих ценностях, командных ролях – вам может быть полезен наш онлайн-курс «Самопознание», в котором с помощью специальных психологических тестов и упражнений вы сможете провести всесторонний самоанализ и лучше понять себя.

Желаем вам удачи!

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%87%D1%8C-%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/

Портал Закона
Добавить комментарий