Полномочия суда на стадиях досудебного производства упк

Полномочия суда на досудебных стадиях уголовного процесса (стр. 1 из 6)

Полномочия суда на стадиях досудебного производства упк

Введение

1.

Общая характеристика полномочий суда на досудебных стадиях уголовного процесса

2. Формы осуществления полномочий суда на досудебных стадиях уголовного процесса

3. Реализация судом полномочий в рамках судебного контроля

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность темы исследования.

С момента провозглашения реформы уголовно-процессуального законодательства в 1991 году и по настоящее время главным ее направлением является изменение места и роли суда в уголовном процессе России.

Наиболее важным моментом продолжающихся до сих пор преобразований можно назвать распространение судебной власти на досудебные стадии уголовного процесса и предоставление в связи с этим суду дополнительных, новых, по сравнению с ранее действовавшими уголовно-процессуальными законами, полномочий. Введение в УПК РСФСР статей 220.1 и 220.

2 в 1992 году, которые закрепили право обжаловать в суд применение органом дознания, следователем, прокурором заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно продление срока содержания под стражей стало первым шагом по включению суда в состав участников досудебного производства, а это породило необходимость осмысления новых для юридической науки и практики вопросов.

Принятие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в 2001 году ознаменовало превращение суда в одну из важных фигур досудебного производства, что повлекло за собой основательное изменение функциональной модели деятельности всех участников процесса.

Объем и характер полномочий суда, деятельность по их реализации с момента получения сообщения о преступлении до направления уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу вызывает неподдельный интерес, поскольку является краеугольным камнем изучения функционально-ролевого строения всего досудебного производства.

Несмотря на утверждение Конституции РФ, претворение в жизнь основных элементов Концепции судебной реформы, и вступления в силу Уголовно-процессуального кодекса РФ, а также значительные усилия ученых до сих процессуальная наука не может выйти на стройную конструкцию досудебного производства.

Это в немалой степени связано с тем, что понимание места и роли суда в досудебном производстве, сложившееся в последнее время, не совсем соответствует реалиям современного уголовного процесса, а по многим вопросам, возникающим при исследовании новел российского уголовно-процессуального законодательства, учеными и практиками не выработано единого, а зачастую и вообще какого-либо мнения. [1] Особенно это касается теоретической составляющей концепции досудебного производства, в частности положения в нем суда.

В связи с этим целью работы является комплексный анализ полномочий суда на досудебных стадиях уголовного процесса.

Достижению названной цели подчинено решение следующих задач:

общая характеристика полномочий суда на досудебных стадиях уголовного процесса;

анализ форм осуществления полномочий суда на досудебных стадиях уголовного процесса;

анализ реализации судом полномочий в рамках судебного контроля.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся между участниками уголовного судопроизводства в процессе реализации норм, регулирующих осуществление судом полномочий на досудебных стадиях уголовного процесса.

Предмет работы составляют теоретические и практические аспекты правовой регламентации осуществления судом предоставленных полномочий.

Методологической основой служат общенаучные и специальные методы исследования, среди которых следует назвать диалектический, синтетический, аналитический, системно-структурный, формально-логический, сравнительно-правовой, статистический.

Теоретическая база определяется фундаментальными разработками видных представителей советской и российской науки уголовно-процессуального права, среди которых Л.Н. Башканов, В.П. Божьев, А.С. Кобликов, П.А. Лупинская и другие.

В работе проанализированы труды практических работников: сотрудников судебной системы, прокуратуры и органов внутренних дел, в частности, таких авторов как Л.Л. Жебенев, И.В. Жеребятьев, Н.А. Колоколов, В.М. Лебедев, В.А. Стружихин.

Нормативная основа исследования включает в себя Конституцию РФ, УПК РФ, ряд законов и подзаконных актов.

Положения, выносимые на защиту:

1.

Полномочия суда на досудебных стадиях процесса – это закрепленные нормами уголовно-процессуального закона средства правообязывающего и государственно-принудительного характера, необходимые и достаточные для достижения процессуальных целей и решения конкретных задач суда на данных стадиях процесса как властного участника уголовно-процессуальной деятельности, применение которых обязательно в определенных законом ситуациях и формах. В таком понимании полномочия являются основным элементом судебной власти, реализуемой посредством уголовного судопроизводства в досудебных стадиях уголовного процесса, в связи, с чем они детерминируют назначение, роль, функцию, компетенцию и статус суда.

2. Полномочия суда, осуществляемые на досудебных стадиях уголовного процесса, в зависимости от особенностей их процессуального осуществления, характера возникающих правоотношений, субъектного состава, существа решений, принимаемых в результате их реализации и других параметров можно объединить в следующие формы деятельности:

1) судебный контроль.

2) применение мер процессуального принуждения.

3) разрешение судом ходатайств следователя и дознавателя о проведении следственных действий.

4) вынесение судом частного постановления (определения)

3. Существует объективная необходимость предоставления суду полномочий по принятию при применении ст.125 УПК РФ иных актов, кроме принимаемых по существу жалобы.

Исходя из этого, предлагается закрепить в УПК РФ права суда по вынесению дополнительных (процедурных) решений (постановления об оставлении жалобы без движения, о возвращении жалобы, о передаче жалобы по подсудности, об отказе в приеме жалобы, о прекращении производства по жалобе, о приеме жалобы к производству).

4. Признается необходимым законодательное закрепление предмета осуществления полномочий по применению мер процессуального принуждения и по рассмотрению ходатайства следователя о проведении следственных действий.

5. При решении вопроса о заключении обвиняемого, подозреваемого под стражу суд должен иметь установленные законом полномочия переносить заседания на срок до 72 часов, помимо случаев, установленных в законе, также:

1) в случае неявки приглашенного защитника, если участие защитника в судебном заседании в соответствии с требованиями ст.51 УПК РФ является обязательным;

2) если доставление подозреваемого, обвиняемого в заседание было невозможно ввиду его болезни или других уважительных причин, и данные обстоятельства могут быть устранены в течение 72 часов;

3) в случае неявки в заседание надлежащим образом уведомленного подозреваемого, обвиняемого, для его принудительного привода.

Структура работы состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Общая характеристика полномочий суда на досудебных стадиях уголовного процесса

Компетенция суда на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования определяется в основном частями 2 и 3 ст.

29 УПК РФ, закрепляющими его исключительное право проверять процессуальные действия, которые ограничили или могут ограничить права участников процесса.

Это сделано в развитие положений главы 2 Конституции РФ, где возможность ограничения важнейших прав и свобод граждан связывается с необходимостью принятия об этом соответствующего судебного решения (ст.22, 23, 25 Конституции РФ).

Исключительность положения суда как органа правосудия основана на Конституции РФ (ч.1 ст.118).

Признать лицо виновным в совершении преступления, а также назначить ему наказание за преступление может только суд своим приговором. Правосудие осуществляется от имени государства.

Важнейшими признаками правосудия являются соблюдение надлежащей процедуры при решении вопроса о виновности лица, а также законная сила судебного решения.

Приговор суда, постановленный в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и вступивший в законную силу, является обязательным для исполнения на всей территории Российской Федерации для всех государственных органов и должностных лиц. Приговор суда может быть отменен или изменен только вышестоящим судом и только по основаниям, прямо указанным в законе.

Разрешение вопроса о виновности лица, которое предстало перед судом, не всегда связано с назначением наказания. Возможно постановление обвинительного приговора и без назначения наказания (п.3 ч.5 ст.302 УПК).

При производстве по делам о преступлениях несовершеннолетних только суд решает вопрос о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного характера, предусмотренных ст.90 УК, поскольку применение этих мер обусловлено установлением виновности лица в совершении преступления.

Применение принудительных мер медицинского характера в отношении лица, совершившего деяние, предусмотренное Уголовным кодексом, – это также исключительная компетенция суда.

Части 2 и 3 данной статьи УПК регламентируют полномочия суда, когда суд не рассматривает и не разрешает вопрос об уголовной ответственности лица. Суд осуществляет контроль за расследованием в части законности и обоснованности ограничения конституционных прав личности.

Объект такого контроля – процессуальные действия, которыми в связи с производством по уголовному делу могут быть ограничены конституционные права граждан.

Закон устанавливает особый порядок получения разрешения на производство соответствующего следственного действия, который гарантирует их проведение только при наличии определенных оснований.

Источник: https://mirznanii.com/a/29910/polnomochiya-suda-na-dosudebnykh-stadiyakh-ugolovnogo-protsessa

Полномочия суда на стадиях досудебного производства упк

Полномочия суда на стадиях досудебного производства упк

Суд —основной участник уголовного судопроизводства. Только он в силу ч. 2 ст. 8 УПК РФ может признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть его наказанию.

В п. 48 ст. 5 УПК РФ закреплено, что под судом понимается любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные настоящим Кодексом.

Полномочия судамогут быть разделены на четыре группы.

  • 1. Полномочия суда на досудебных стадиях производства по уголовному делу(т.е. на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования). Лицо может обжаловать в суд отказ в принятии его заявления о преступлении, а также решение следователя, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. В ходе предварительного расследования суд принимает ряд закрепленных в ч. 2 ст. 29 УПК РФ решений: 1) об избрании мер пресечения в виде залога, домашнего ареста и заключения под стражу; 2) о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста; 3) об осмотре жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; 4) об обыске и выемке в жилище; 5) о контроле и записи телефонных и иных переговоров и др.
  • 2. Полномочия суда в ходе судебного разбирательства уголовного дела в первой инстанции.При этом только суд правомочен: 1) признать подсудимого виновным в совершении преступления и назначить ему наказание; 2) применить к лицу принудительные меры медицинского характера; 3) применить к несовершеннолетнему принудительные меры воспитательного воздействия.
  • 3. Полномочия суда на проверочных стадиях производства по уголовному делу.При этом вышестоящий суд вправе: 1) отменить или изменить решение, которое было принято судом первой инстанции, в порядке апелляционного, кассационного, надзорного производства; 2) отменить решение суда ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. В этих случаях уголовное дело либо направляется на повое судебное разбирательство в суд первой инстанции, либо прекращается.
  • 4. Полномочия суда на стадии исполнения приговора.Данные полномочия суд реализует в тех случаях, когда приговор по уголовному делу вступил в законную силу. Они состоят в том, что суд: 1) обращает приговор к исполнению; 2) разрешает ряд вопросов, возникающих во время отбывания осужденным наказания (об изменении вида исправительного учреждения, об условно-досрочном освобождении, об освобождении от наказания в связи с болезнью и др.); 3) после отбытия лицом наказания разрешает вопрос о снятии с ранее отбывавшего наказание лица судимости.

4.3. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения

В соответствии с ч. 1 ст.

37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, которое в пределах своей компетенции осуществляет от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Под понятие этого должностного лица подпадают прокуроры любого уровня, а также их заместители, помощники и иные должностные лица органов прокуратуры, которые обладают полномочиями в уголовном судопроизводстве. При этом вышестоящие прокуроры вправе осуществлять полномочия прокуроров нижестоящих.

На досудебных стадиях прокурор обладает полномочиями, перечень которых приведен в ч. 2 ст. 37 УПК РФ. К ним относятся следующие возможности: 1) проверять исполнение требований закона на стадии возбуждения уголовного дела; 2) по выявленным фактам нарушений закона направлять материалы в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;

  • 3) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
  • 4) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 5) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ; 6) осуществлять иные полномочия.

Входе судебного производства по уголовному делупрокурор государственно-властными полномочиями не обладает. В судебном разбирательстве в суде первой инстанции прокурор является государственным обвинителем. При этом он поддерживает государственное обвинение, используя закрепленные в ст. 246 УПК РФ полномочия.

Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

Прокурор также предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана нрав граждан, общественных или государственных интересов. Прокурор вправе отказаться от уголовного преследования, после чего производство по уголовному делу подлежит прекращению.

На проверочных стадиях прокурор вправе обращаться в вышестоящий суд с представлениями, в которых он выражает свое несогласие с принятыми судом первой инстанции решениями.

Полномочия суда в стадии досудебного производства

С. НИКИФОРОВС. Никифоров, прокурор Селивановского района Владимирской области.Новым уголовно-процессуальным законодательством определены исключительные полномочия суда в ходе досудебного производства. Их перечень дан в ч. 2 ст. 29 УПК. Частью 3 ст.

29 на суд возложены полномочия рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя. В связи с принятием этих норм появились высказывания о новом институте уголовно-процессуального права — так называемом судебном контроле.

Представляется, что такой терминологический оборот неудачен, неправильно отражает сущность судебных полномочий при производстве предварительного расследования.

Суд, в отличие от прокуроров (прокурорский надзор) или начальников следственных отделов (ведомственный контроль), не осуществляет текущего наблюдения и вмешательства в процессуальную деятельность следствия, органов дознания и дознавателей.

Деятельность суда на стадии досудебного производства возможна только при проявлении инициативы — ходатайства органа расследования, согласованного с прокурором, о принятии решения на производство отдельных следственных действий или жалобы стороны. В то же время полномочия суда и прокуроров на стадии досудебного производства тесно связаны между собой. В ч. 2 ст.

37 УПК, например, указано, что прокурор уполномочен давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.

Реализация полномочий суда в досудебном производстве осуществляется с помощью различных процедур, которые существенно отличаются друг от друга. Схематично их можно разбить на следующие группы: — избрание меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и продление срока содержания под стражей (ст. ст.

107, 108, 109); — помещение подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертиз; осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; выемка и обыск в жилище; личный обыск; выемка предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных организациях; наложение ареста на корреспонденцию и выемку ее в учреждениях связи; наложение ареста на имущество, контроль и запись телефонных и иных переговоров (ст. 165); — временное отстранение обвиняемого от должности (ст. 114); — рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя (ст. 125). Кроме полномочий суда в досудебном производстве, закрепленных в ст. 29, можно выделить ряд полномочий, которые определяются другими статьями УПК. В ст. 110 УПК указано, что мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена только судом. Статьей 118 предусмотрены полномочия суда по наложению денежного взыскания за неисполнение участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей, в том числе допущенных в ходе досудебного производства. Вопрос об обращении в доход государства залога на различных стадиях судопроизводства также является исключительной прерогативой суда. Наиболее существенное отличие процедур друг от друга заключается в сроках рассмотрения ходатайств и жалоб. Так, при решении вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста постановление о возбуждении соответствующего ходатайства судья обязан рассмотреть в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд (ст. 108 УПК). Срок рассмотрения ходатайства о производстве следственного действия в порядке ст. 165 УПК установлен такой: не позднее 24 часов с момента поступления ходатайства. Решить вопрос о временном отстранении обвиняемого от должности судья обязан в течение 48 часов с момента поступления ходатайства (ст. 114). Судья проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, прокурора в течение 5 суток со дня поступления жалобы (ст. 125). В те же сроки (5 дней) решаются судом вопросы о наложении денежного взыскания на нарушителей процессуальных обязанностей и об обращении в доход государства залога в предусмотренных законом случаях. Недоработкой законодателя следует, на наш взгляд, считать отсутствие в законе временных рамок для рассмотрения судом ходатайство продлении сроков содержания под стражей. В ч. 2 ст. 109 указывается, что срок содержания под стражей может быть продлен судьей в порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК. Однако в этой норме говорится только о требованиях, предъявляемых ходатайства. При подобном пробеле закона остается надеяться, что судья, в силу своей добросовестности, выберет наиболее подходящую аналогию закона, а не заволокитит принятие важнейшего процессуального решения. Законодательным пробелом следует считать и неурегулированность вопроса об отмене и изменении меры пресечения, избранной на основании судебного решения. Кроме общих положений о том, что подобная мера пресечения может быть отменена или изменена только судом, когда в ней отпадает необходимость или изменяются основания для избрания именно этой меры пресечения, никаких других условий УПК не устанавливается. При применении этой нормы неизбежно возникают следующие вопросы: — может ли суд на досудебной стадии производства по своей инициативе решать вопрос об отмене и изменении меры пресечения; — кто именно из участников процесса должен (имеет право) ставить вопрос перед судом об отмене или изменении меры пресечения; — в какой форме это должно делаться (жалоба, ходатайство, заявление); — каковы сроки рассмотрения вопроса об отмене, изменении меры пресечения; — каков состав участников судебного разбирательства. Ответить на эти, несомненно, важные вопросы можно только при внесении дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс.

ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Источник: https://btlregion35.ru/polnomochija-suda-na-stadijah-dosudebno-2479

Портал Закона
Добавить комментарий