Психолого-педагогические требования фгос дошкольного

Психолого-педагогические условия в ДОУ

Психолого-педагогические требования фгос дошкольного

Только в XIX веке люди стали задумываться, можно ли считать маленького ребёнка человеком, и только в XX веке открыли детство, и уже после этого постепенно стали понимать, что дошкольник — это не чистый лист, из которого можно вырастить кого угодно, а личность, к которой педагог должен относиться уважительно. Нужно для этого придерживаться следующих принципов:

  • общение на равных;
  • авторитет вместо доминирования;
  • поиск компромиссов вместо прямолинейных запретов;
  • разумность требований и ожиданий;
  • объяснение, а не критика;

2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)

В государственных детских садах и в большинстве частных детей дошкольного возраста принято делить на пять групп по возрасту:

  1. Кратковременное пребывание (от 1 до 3 лет). Основная цель занятий в этой группе — помочь ребёнку войти в общий социум и адаптироваться к нему. Происходить это должно в непринуждённой и игровой форме.
  2. Младшая (от 3 до 4 лет). При работе с этой группой нужно учитывать, что в этом возрасте активно формируется личность, черты характера и привычки.
  3. Средняя (от 4 до 5 лет). Тут продолжает формироваться личность и характер, но дети уже уделяют больше внимания оценке окружающих и самих себя, стараются подражать взрослым.
  4. Старшая (от 5 до 6 лет). Дошкольникам этого возраста нужно содействовать в развитии интеллектуальных и речевых способностей, умения запоминать и анализировать.
  5. Подготовительная (от 6 до 7 лет). Это больше похоже на демоверсию первого класса, работа с детьми этого возраста должна быть направлена на то, как подготовить их к школе в физическом эмоциональном, интеллектуальном плане. А о том, как разработать программу для этой группы можно прочитать в книге Оксаны Скоролуповой «Рабочая программа подготовительной к школе группы».

3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития

Для соблюдения психолого-педагогического условия взаимодействия взрослого и ребенка педагоги ДОУ должны понимать нужды каждого дошкольника, его интересы, наклонности, особенности эмоционального и интеллектуального развития. Лучше всего для этого подходит комплекс мер, который состоит из:

  • наблюдения за ребёнком с первых дней пребывания в детском саду;
  • общения с родителями, анкетирования;
  • развивающих игр.

Для более тщательного изучения возможностей и интересов ребёнка нужно вести учёт информации, которую вы о нём узнали, для последующей передачи её педагогу-психологу.

4. Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности

Потребность ребёнка в общении со сверстниками начинает складываться на третьем году жизни, а к 6-7 годам она становится приоритетнее потребности в общении со взрослым.

Очень важно, чтобы педагог выступал организатором совместной деятельности, потому что именно она оказывает влияние на формирование положительного и доброжелательного отношения детей друг к другу.

Без участия взрослого регуляция взаимодействия дошкольников в естественных жизненных условиях происходит не всегда.

Для выполнения этого психолого-педагогического условия педагоги должны развивать у дошкольника умение сочувствовать и переживать, бороться с их стремлением обособить себя от ровесников, придумать или использовать такие виды совместной деятельности детей, которые будут привлекательны и интересны.

Для того чтобы сформировать доброжелательные взаимоотношения, нужно:

  1. На этапе знакомства помочь преодолеть отчуждённость и страх быть отвергнутым, помочь ребёнку выразить своё настроение, эмоции, ощущения. Для этого можно, например, организовать экскурсию для новичка, которую проведут его сверстники, или любые игры, которые посодействуют знакомству.
  2. Научить детей относиться друг другу как к субъекту, а не объекту. Чем младше дошкольник, тем меньше его интересуют другие ребята. Большинство взаимодействий заканчивается из-за нежелания реагировать, поэтому педагог должен развивать в группе сплочённость, единство, учить прислушиваться и действовать сообща.
  3. В каждом коллективе будут непопулярные и обособленные дети, отдельные усилия нужны для того, чтобы заинтересовать в совместной деятельности и их.

5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

Педагоги ДОУ должны организовать самостоятельную деятельность детей так, чтобы у них постоянно были возможности для развития наблюдательности, памяти, умения сравнивать, действовать и добиваться цели, которую они ставят самостоятельно. Главный принцип — то, что интересно, запоминается лучше.

Чтобы стимулировать непосредственно самостоятельность, нужно включать детей в процесс обсуждения предстоящей совместной работы, например, при оформлении помещения перед праздником. Очень хорошо помогает также пример взрослых, а именно экскурсии или прогулки, во время которых можно наблюдать, как люди работают.

Для поддержки инициативы у дошкольника нужно поощрять высказывание оригинальных идей, предоставлять возможность задавать вопросы, побуждать к самостоятельному применению полученных знаний в игре и самостоятельному решению игровых задач.

6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения

К психолого-педагогическим условиям реализации программы относят и одно из основных требований ФГОС ДО к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободы выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности.

При создании такой среды нужно следовать следующим принципам:

  1. Принцип постоянного изменения окружения.
  2. Принцип общения «глаза в глаза».
  3. Принцип разнообразия пространства.
  4. Гендерный принцип.
  5. Эстетический принцип.

Подробнее эти принципы и создание предметно-развивающей среды в детском саду описаны в статье «Развивающая среда в ДОУ по ФГОС».

7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия

Часто это бывает очень сложно, потому что многие дети, которые подверглись физическому или психологическому насилию в семье, на улице или в другом месте, отказываются делиться переживаниями и боятся показать синяки или рассказать об этом. Задача педагога — по совокупности признаков узнать о наличии проблемы, решить её и предотвратить повторение.

Внимание нужно обратить на:

  • физическое состояние — есть ли проблемы с весом, ростом или внешним видом;
  • эмоциональное состояние — свойственны ли ребёнку тревожность, перепады настроения, подавленность;
  • интеллектуальное состояние — есть ли трудности в развитии речи, памяти, снижена ли успеваемость;
  • поведение в целом и отношение к сверстникам в частности — свойственны ли ребёнку замкнутость, гиперактивность, пассивность, жестокость, нежелание играть со сверстниками.

Виновником психологического насилия может оказаться и воспитатель, если, например, будет слишком усердствовать при наказании и критике ребёнка, либо если будет игнорировать его. Этим психологическое насилие и опасно — оно несёт такой же вред, как и физическое, но его может не заметить за собой даже педагог.

8. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность

Чтобы выполнить это требование ФГОС ДО, педагогу нужно действовать примерно так же как с ребёнком — родителей нужно заинтересовать.

Для этого можно использовать не только привычные формы общения как родительское собрание, но и такие, которые будут интересны всем участникам и помогут сформировать атмосферу сотрудничества и доверия.

Это могут быть всевозможные тренинги с психологами, круглые столы, дискуссии, КВН, мастер-классы и многое другое.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт», которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-v-DOU

Портал педагога |

Психолого-педагогические требования фгос дошкольного

Житникова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 48 “Ягодка”
Населённый пункт: Московская обл. Щелковский район, п. Свердловский
Наименование материала: статью
Тема: “Требования ФГОС к системе дошкольного образования”
08.04.2017
Раздел: дошкольное образование

ФГОС в дошкольном образовании

«…Это не должно быть повторением школьного стандарта. Надеюсь, это

даст системе дошкольного образования прочность, доступность и

современность… » Ведь именно дошкольное время – ключевое для

становления личности человека и формирования у него основных жизненных

навыков.

Дмитрия Медведева

Для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта, который

позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным

образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком

бы образовательном учреждении (или в семье) ребенок его ни получал.

Основными ЦЕЛЯМИ федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования ЯВЛЯЮТСЯ:

• обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в

получении качественного дошкольного образования;

• обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на

основе единства обязательных требований к условиям реализации основных

образовательных программ, их структуре и результатам освоения;

• сохранения единства образовательного пространства РФ относительно

уровня дошкольного образования.

Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить

достижение каждому ребенку независимо от национальных,

территориальных, имущественных и других различий возможность

достижения необходимого и достаточного уровня развития для

последующего успешного обучения на следующем уровне системы

непрерывного образования России.

В настоящее время дошкольное образование населению Российской

Федерации предоставляется в различных моделях и формах, значительно

различающихся и по условиям осуществления образовательного процесса, и

по содержанию дошкольного образования. Вариативность дошкольного

образования как явление в целом положительное имеет ряд негативных

последствий (осуществление образовательного процесса в условиях, не

адекватных возрасту детей дошкольного возраста, преодолеть которые

возможно только через определение федерального государственного

образовательного стандарта дошкольного образования, одно из назначений

которого – нормативно-правовое регулирование содержания, условий и

результатов дошкольного образования в объеме, обязательном для всех

учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу

дошкольного образования.

Стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий

для осуществления образовательного процесса, так и результатов освоения

основной общеобразовательной программы. С учетом неравномерности

развития образовательных систем на уровне субъектов Российской

Федерации в массовой практике обязательность соблюдения ФГОС позволит

в целом повысить качество российского дошкольного образования.

Так как любой стандарт, в широком смысле слова, представляет собой эталон

(образец, принимаемый за исходный для сопоставления с ним объектов,

явлений того же порядка, следовательно, одна из главных функций ФГОС –

являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки

состояния и развития системы дошкольного образования. Требования ФГОС

– обязательные требования к минимуму содержания, структуре программ,

условиям их реализации и срокам обучения по этим программам.

ФГОС дошкольного образования состоит из трех групп требований.

1. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,

которые включают в себя:

2.1. требования к психолого – педагогическим условиям реализации основной

образовательной программы дошкольного образования:

2.2. к развивающей предметно-пространственной среде;

2.3. к кадровым условиям реализации основной образовательной программы

дошкольного образования;

2.4. к материально-техническим условиям реализации основной

образовательной программы дошкольного образования;

2.5. к финансовым условиям реализации основной образовательной

программы дошкольного образования.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Остановимся на основных требованиях, позволяющих получить

дошкольнику доступное и качественное образование.

1. Программа определяет содержание и организацию образовательного

процесса на уровне дошкольного образования.

2. Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учетом их

психолого-возрастных и индивидуальных особенностей.

3. Программы должно охватывать следующие ОО:

3.1. Коммуникативно-личностное развитие;

3.2. Познавательно-речевое развитие;

3.3. Художественно-эстетическое развитие;

3.4. Физическое развитие.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие

психолого-педагогические условия:

1. Использование в образовательном пространстве форм и методов работы с

детьми, соответствующих их психолого-педагогическим особенностям;

2. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников

совместной деятельности;

3. Построения взаимодействия с семьями воспитанников в целях

осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей

воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

4. Организация должна создавать возможности для предоставления

информации о программе семье и всем заинтересованным лицам,

вовлеченным в образовательный процесс, а также широкой общественности.

Требования к развивающей предметно-развивающей среде:

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию

образовательного потенциала.

2. Доступность среды предполагает:

2.1. доступность для воспитанников всех помещений организации, где

осуществляется образовательный процесс.

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам,

пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Важно также отметить, что в проекте Стандарта наложено вето на требования

к оценке образовательных результатов. Разработчики исходили из того

посыла, что все дети разные и у каждого будет своя траектория развития. А

чтобы вариативность не превратилась в хаос, в Стандарт заложены

требования , которые будут ориентирами для разработчиков

программ. К примеру, инновационность Стандарта определяется тем, что он

сочетает в себе одновременно индивидуализацию и социализацию на уровне

дошкольника. Индивидуализация характеризует уникальный вектор развития

ребенка в этом возрасте. Социализация же выражена в регламентации

системы условий развития ребенка. Это не только материальные условия в

детских садах, но и воспроизведение различных форм деятельности —

система общения ребенка с воспитателями и сверстниками. В Стандарте

часто повторяется целевая установка — поощрение инициативы

самостоятельности ребенка. Раньше делали упор на то, что взрослый —

главный, направляющий. Теперь он — посредник, который поддерживает

активную инициативу ребенка.

В Стандарте также указано, что право на мониторинг развития ребенка имеет

не воспитатель, а человек, обладающий соответствующими компетенциями,

то есть педагог-психолог. И только с разрешения родителей!

Требования к результатам освоения представлены в виде целевых ориентиров

дошкольного образования, которые представляют собой социальные и

психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе

завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в

виде педагогической диагностики, и не являются основанием для их

формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются

основой объективной оценки соответствия установленным требованиям

образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение

Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и

итоговой аттестации воспитанников.

«В Стандарте нет ничего о ЕГЭ для дошкольников, ничего о контроле и

тестировании дошкольных учреждений; он не сводится к школьным формам

жизни, — подчеркнул Александр Асмолов, руководитель рабочей группы по

подготовке Стандарта. При разработке стандарта мы придерживались

формулы Гиппократа с главным посылом “Не навреди”, — просчитывая

многие социокультурные риски и учитывая ожидания общества».

Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка —

личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие, — то

в дошкольном стандарте оставили только одно — личностное. Особое

внимание уделено ДОУ как институту социализации. По его словам, в

отличие от других стандартов, в ФГОС дошкольного образования освоение

образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных

аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. ” В этом стандарте вы не

услышите ничего о том, что какой-то злоумышленник хочет сделать ЕГЭ для

дошкольников, здесь подобных безумцев не существует. Здесь вы не

услышите, что кто-то жаждет напустить на дошкольные образовательные

учреждения целые орды контролеров, которые будут заниматься изучением,

сколько в ребенке патриотизма”, — сказал руководитель группы

разработчиков.

Данные требования позволят в будущем минимизировать существующие

социально-экономические риски: граждане России получат право не только

на общедоступное и бесплатное (ст. 43 Конституции Российской Федерации,

но и по-настоящему качественное дошкольное образование.

Ориентированность стандарта на упорядочение, нормирование системы

дошкольного образования, особенно ее ресурсного компонента, позволяет

осуществлять оптимизацию условий образовательного процесса. Понятие

условий реализации основной общеобразовательной программы

дошкольного образования не тождественно понятию потребностей.

Потребности направлены на достижение желаемо-необходимого состояния

системы дошкольного образования (они не всегда могут быть удовлетворены

в связи с объективной ограниченностью большинства ресурсов, условия – на

достижение нормативно-необходимого состояния. Таким образом, условия

реализации основной общеобразовательной программы должны отражать

возможности и гарантии общества и государства в организации и

предоставлении общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=20840

Портал Закона
Добавить комментарий