Возмещение материального ущерба при дтп в рк

Возмещение ущерба при ДТП

Возмещение материального ущерба при дтп в рк

Дорожно-­транспортные происшествия не являются редкостью на междугородних трассах и уж тем более на дорогах города. Но даже в незначительном ДТП можно столкнуться с определенными трудностями по возмещению причиненного вреда. 

У виновника аварии нет страхового полиса

Вопрос:

Недавно я попал в аварию, но не по своей вине. Никто не пострадал, и машина подлежит восстановлению, но у виновника ДТП нет страхового полиса. Кто и как возместит мне ущерб? И какие документы мне нужно собрать, если придётся обращаться в суд?

Перспективы гаражного рынка Астаны >>>

Ответ:

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», целью обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств является обеспечение защиты имущественных интересов третьих лиц, жизни, здоровью и (или) имуществу которых причинен вред в результате эксплуатации транспортных средств, посредством осуществления страховых выплат.

Согласно пункту 1 статьи 7 указанного Закона, эксплуатация транспортного средства в случае отсутствия у его владельца договора обязательного страхования ответственности владельца транспортных средств не допускается.

Однако нередки случаи, когда у виновника ДТП оказывается просроченным страховой полис (договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств), либо он вовсе отсутствует.

В данном случае применимы положения Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть), а именно положения статьи 917 Гражданского кодекса, согласно которому вред (имущественный и (или) неимущественный), причиненный неправомерными действиями (бездействием) имущественным или неимущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме. То есть в этом случае требовать возмещения вреда можно только от самого причинителя.

В случае если виновник ДТП отказывается добровольно и в полном объеме возместить вред, причиненный в результате совершения ДТП, то такой вред взыскивается в судебном порядке.

Аренда гаража: как составить правильный договор? >>>

В целях взыскания в судебном порядке суммы ущерба, причиненного в результате совершения ДТП, заявитель (потерпевшее лицо) должен приложить к исковому заявлению следующие документы. Документы, подтверждающие событие и обстоятельства ДТП:

  • копия протокола об административном правонарушении;
  • копия постановления по делу об административном правонарушении, которым установлена вина лица, совершившего ДТП;
  • иные документы из дорожной полиции (схемы, объяснительные и т.п.);
  • документы, подтверждающие права на поврежденное имущество (свидетельство о регистрации транспортного средства);
  • заключение независимой оценочной компании о размере причиненного ущерба;
  • документы, подтверждающие оплату услуг оценщика (чеки, акты выполненных работ и т.п.);
  • документы, подтверждающие иные расходы, связанные с совершенным ДТП. 

Эксплуатация транспортного средства в случае отсутствия у владельца страхового полиса не допускается. 

Как возместить вред, причинённый здоровью

Вопрос:

После недавно произошедшего ДТП у меня начались проблемы со здоровьем. Из-за этого я была вынуждена оставить работу и начать долгосрочное лечение. Как мне возместить причинённый вред? Какие документы нужны для этого? И войдёт ли в сумму компенсации возмещение морального вреда?

Ответ:

Статья 25 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» устанавливает, что доказательствами, подтверждающими причиненный вред жизни или здоровью потерпевшего, служат следующие документы:

  • копия справки организации здравоохранения о сроке временной нетрудоспособности потерпевшего — в случае наличия факта причинения вреда жизни, здоровью потерпевшего;
  • копия справки специализированного учреждения об установлении инвалидности потерпевшего — в случае ее установления;
  • нотариально удостоверенная копия свидетельства о смерти потерпевшего — в случае смерти потерпевшего.

Указанные документы представляются в страховую организацию, подтверждают причиненный вред здоровью или жизни потерпевшего и являются основанием для определения размера страховой выплаты.

Определение размера причиненного вреда осуществляется на основании представленных потерпевшим документов, подтверждающих наступление вреда жизни и здоровью в результате ДТП, и напрямую зависит от степени тяжести наступивших последствий.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», предельный объем ответственности страховщика по одному случаю (страховая сумма) за вред, причиненный жизни и здоровью каждого потерпевшего, составляет в случае:

  • гибели — 1 000 МРП;
  • установления инвалидности:

I группы — 800;

II группы — 600;

III группы — 500;

«ребенок-инвалид» — 500;

  • увечья, травмы или иного повреждения здоровья без установления инвалидности — в размере фактических расходов на амбулаторное и (или) стационарное лечение, но не более 300 МРП. Размер страховой выплаты за каждый день стационарного лечения должен составлять не менее 10 МРП.

Автомобиль не подлежит восстановлению

Вопрос:

Так случилось, что после аварии мой автомобиль не подлежит восстановлению. Как в таких случаях возмещается ущерб? Должен ли виновник купить мне новую машину? И есть ещё одна тонкость. Виновником аварии был работник организации, который ехал на служебном автомобиле. Это как-либо осложняет дело?

Ответ:

Статьей 22 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрено, что размер вреда причиненного при уничтожении имущества, определяется исходя из рыночных цен, действующих на день наступления страхового случая.

При этом в названной статье устанавливается критерий, при котором имущество считается уничтоженным, это:

  • если его восстановление технически невозможно;
  • если его восстановление экономически необоснованно.

Согласно пункту 4 статьи 22 указанного Закона восстановление имущества считается экономически необоснованным, если ожидаемые при этом расходы на восстановление имущества превышают 80% его рыночной стоимости на день наступления страхового случая.

Так, к примеру, если рыночная стоимость автотранспортного средства, поврежденного в ДТП, составляет 9 000 долларов США, а стоимость восстановления превышает 7 200 долларов США, то считается, что такое восстановление транспортного средства является экономически необоснованным, а транспортное средство уничтоженным. В этом случае подлежит выплате размер вреда исходя из рыночной стоимости поврежденного имущества на день наступления страхового случая.

1000 МРП — предельный объем ответственности страховщика по одному случаю, если один из участников аварии погиб

Согласно пункту 1 статьи 921 Гражданского кодекса, юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

То есть, если в результате ДТП, вред был причинен работником юридического либо физического лица (индивидуального предпринимателя), то ответственность по возмещению вреда возлагается непосредственно на такое юридическое или физическое лицо, работником которого является виновник ДТП.

По материалам defacto.kz

Источник: https://www.kn.kz/article/7905/

Правила определения ущерба при ДТП изменятся. Кто выиграет: водители или страховщики?

Возмещение материального ущерба при дтп в рк

Автовладельцев ждут перемены: законодатели утверждают новую методику расчета ущерба, причиненного автомобилю в результате ДТП. Законопроект находится на рассмотрении в мажилисе. 

Что происходит сейчас: оценщик делает оценку ущерба после ДТП, которая является обязательной для страховой компании, страховщик производит выплату и не влияет на процесс оценки. Как результат — растет количество «договорных» завышенных выплат.

Что поменяется в ближайшем будущем: автовладелец и страховщик будут вместе определять размер страховой выплаты на основе единой методики и с применением специализированных программ.

Страховой омбудсман Виталий Веревкин

Как будет определяться ущерб при ДТП после введения новых правил?

По мнению страхового омбудсмана Виталия Веревкина данное изменение позволит уменьшить количество споров между страховой компанией и автовладельцами, а заодно сделает справедливым процесс расчета убытков.

– Это позволит избежать неадекватной оценки материального ущерба после ДТП, а также оградит страховые компании и автовладельцев от возможных злоупотреблений со стороны недобросовестных оценщиков.

– Расскажите подробней о том, как система будет работать?

– Человек приходит в страховую компанию, показывает разбитую в ДТП машину и вместе со страховщиком составляет смету на ремонт. Стоимость восстановительного ремонта автоматически определит программа. Программа включает в себя информацию о средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часов на работы. Там все просто и понятно.

Меняя систему и предоставляя страховщику возможность самостоятельно определять размер убытка, мы решаем очень важную задачу – выводим рынок страхования автовладельцев в нормальную конкурентную среду. Мы делаем его понятным, четким и справедливым.

Страховщику будет предоставлено право самостоятельно определять размер страхового убытка, при этом он не будет делать оценку, а будет только составлять смету на восстановительный ремонт.

Не пытайтесь сделать новую машину из старой за счет компенсации при ДТП!

– Первое сомнение в этом новшестве — насколько справедливые рыночные цены заложены в программу?

– У каждого официального дилера есть рекомендованные розничные цены, в программе они бьются с разницей в 5%.

– То есть в программе заложена стоимость новых деталей? А если машине, к примеру, более 10 лет, будет ли при определении ущерба учитываться процент износа деталей?

– Коэффициент износа остается. Если убирать износ, то и тарифы за страховку будут совсем другие.

– То есть дверь 10-летнего авто, которая в результате аварии пришла в негодность, может быть оценена в 10% от стоимости точно такой же новой двери?

– Меньше 25% дать не могут.

– Но за 25% от стоимости не купишь даже дверь в состоянии б/у.

– По-разному бывает. Бывает, что купишь, а бывает, что и нет. Вообще, вопрос износа очень философский, мы даже в Верховном суде не смогли толком в нем разобраться.

– То есть все те изменения, которые сейчас проходят согласование в мажилисе, в основном направлены на то, чтобы защитить страховщика от мошенничества оценщиков?

– С одной стороны, да, но с другой… Если вы приходите в страховую компанию, пишите заявление на определение размера убытков и вам тут же его определяют – это хорошо или плохо? Вообще изменения направлены на установление нового порядка урегулирования страхового убытка в результате ДТП.

– Хорошо, если справедливо определят. К сожалению, очень часто клиенты страховых компаний недовольны суммой возмещения — полученных денег  не хватает на полноценный ремонт.

– Денег может и не хватить на полноценный ремонт, если пострадавшая в ДТП машина имеет существенный износ, и при этом не важно кто делает оценку – оценщик или страховщик.

За счет обязательной страховки нельзя из старой машины сделать новую, поэтому недовольные суммой страховой выплаты будут всегда. Другой вопрос – это сроки и порядок получения страховой выплаты.

Нынешняя редакция закона об обязательном страховании автовладельца  не содержит четких положений по организации процесса оценки ущерба при ДТП и порядка проведения страховой выплаты.

Сейчас сам процесс занимает достаточно много времени: человек приходит в компанию, его направляют на оценку, оценщик ждет три дня, затем извещает других лиц и делает калькуляцию. Проходит неделя. Если человек не согласен с оценкой, то опять проходит весь этот круг заново.

Услуги независимых оценщиков могут оказаться невостребованы

– Допустим, страховая компания с помощью программы, оценила стоимость восстановления автомобиля, а клиент недоволен. Тогда как быть? Возможно, оспорить такое положение дел в суде?

– Тогда человек идет в независимую оценочную компанию. Но поскольку предполагается, что все будут использовать единую методику оценки, то разница в расчетах страховщика и оценщика не должна быть значительной.

– То есть оценщики на рынке все же останутся?

– С введением нового порядка урегулирования убытка при ДТП и методики расчета восстановительного ремонта по ГПО ВТС, услуги оценщиков будут практически невостребованы. Давно пора уходить от диктата оценщиков, с помощью которого они зарабатывают себе не только на хлеб с маслом, но и на икру черную.

 Мошеннические коррупционные действия вымывают активы страховых компаний, что напрямую влияет на их убыточность. Сейчас будет меняться алгоритм урегулирования страхового случая. Мы делаем его понятным, четким, справедливым. У автомобилистов будет больше шансов на справедливую компенсацию по полису.

Страховщику и автовладельцу будет предоставлено право самостоятельно определять размер убытка, а найти взаимоприемлемое решение в переговорном процессе всегда проще, чем в суде.

Источник: https://365info.kz/2015/03/pravila-opredeleniya-ushherba-pri-dtp-izmenyatsya-kto-vyigraet-voditeli-ili-straxovshhiki

Ущерб при ДТП: виды вреда, причиняемого в дорожно-транспортном происшествии

Возмещение материального ущерба при дтп в рк

Знание и понимание сути и структуры вреда, причиняемого при ДТП, дают возможность потерпевшим требовать и добиваться его полного возмещения и компенсации.

Из определения термина «дорожно-транспортное происшествие», закрепленного ПДД РФ, выделяют ряд характеризующих его признаков, важнейшим из которых является наступление вредоносных последствий.

Вред причиняемый в результате ДТП проявляется в повреждении транспортных средств, сооружений, грузов, иных предметов, представляющих материальную ценность. Нередко в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и страдают люди.

Все эти последствия определяются единым понятием – «ущерб при ДТП».

статьи:

Материальный ущерб при ДТП

Материальный вред (ущерб) связан с лишением или повреждением имущества, иных материальных благ и выражается в денежной сумме.

Применительно к дорожно-транспортным происшествиям вредоносные воздействия направлены на повреждения транспортных средств, перевозимые ими грузы, личные вещи, принадлежащие пассажирам, водителям, пешеходам.

Нередко в ДТП подлежат повреждению сооружения (объекты дорожной сети и инфраструктуры, дома, ограждения и прочее).

Материальный ущерб, за немногими исключениями, определенными в законе «Об ОСАГО», относится к категории страхового и подлежит возмещению потерпевшим в пределах 400000 рублей, страховыми компаниями(страховщиками), в порядке и на условиях, предусмотренными законодательством об обязательном страховании и правилами страхования.

Также этот вид ущерба подлежит возмещению по договорам комплексного автострахования – КАСКО, согласно правил и условий, определенных страхователями и страховщиками при их заключении. В отличие от страховых случаев по ОСАГО, страховщики по КАСКО возмещают материальный ущерб только страхователям – держателям страховых полисов, вне зависимости от их вины.

Материальный ущерб при ДТП можно условно разделить на три вида:

  • реальный ущерб, который заключается в утрате или повреждении имущества;
  • расходы, которые уже произведены потерпевшим или будут произведены им в будущем, для восстановления поврежденного имущества в доаварийное состояние;
  • упущенная выгода, то есть неполученные доходы, которые мог бы получить потерпевший, при обычных условиях, если бы его право не было нарушено.

Чтобы разобраться с приведенными теоретическими выкладками, приведем простой пример и назовём всё своими «именами».

В ходе дорожно-транспортного происшествия, произошедшего по вине дорожной службы, произошло опрокидывание легкового автомобиля – такси, используемого собственником для осуществления пассажирских перевозок. Собственнику транспортного средства был причинен реальный ущерб от повреждения принадлежащего ему автомобиля.

Если автомобиль не будет ремонтироваться, то сумма реального ущерба составит разницу между рыночной ценой аналогичного автомобиля и его продажной стоимостью в поврежденном состоянии.

Если собственник автомобиля сочтёт возможным и необходимым произвести его ремонт, то затраты на его восстановление будут относится к восстановительным расходам.

Нахождение автомобиля на ремонте, безусловно, влечёт для его владельца невозможность эксплуатации и использования в пассажирских перевозках такси, а значит и упущенную выгоду размер которой будет определяться, как произведение дней ремонта на среднесуточную выручку от перевозок такси.

В соответствии с действующим законодательством ущерб, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, то есть материальный ущерб, подлежит возмещению в полном объёме (статья 1064 ГК РФ).

Таким образом, при решении вопросов, касающихся возмещения материального ущерба, причиненного при ДТП, всегда является важным правильное и точное определение размера и стоимости причиненного имущественного вреда. Решением этих вопросов занимаются специально подготовленные и квалифицированные оценщики (независимые эксперты).  

Физический вред здоровью при ДТП

Разновидностью вреда при ДТП является так называемый физический вред, который выражается в причинении вреда жизни и здоровью лица.

Большинство вопросов, касающихся возмещения рассматриваемого вида вреда, регулируется главой 59 ГК РФ, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.

2010 N 1 “О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина”, законодательством об ОСАГО.

Физический вред при ДТП относится к категории страхового и подлежит возмещению потерпевшим в пределах 500000 рублей, страховыми компаниями (страховщиками), в порядке и на условиях, предусмотренными законодательством об обязательном страховании и правилами страхования.

При причинении человеку увечья или ином повреждении его здоровья в результате ДТП, размер страховой выплаты определяется в соответствии с Правилами расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.02.2015 г. № 150. Суть действующего порядка расчёта размера страховых выплат сводится к определению фиксированного процента от страховой суммы за конкретное телесное повреждение, включенное в утвержденный нормативным актом перечень.

Если же страховая выплата не покрывает причинённый лицу физический ущерб, к которому согласно статьи 1085 ГК РФ относится: утраченный потерпевшим заработок (доход), который потерпевший имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение, то страховщик обязан произвести дополнительную выплату в пределах страховой суммы – 500000 рублей.

Недостающую часть, превышающую указанную страховую сумму, потерпевший вправе взыскать с причинителя вреда либо иного лица, ответственного за его действия.

Моральный вред при ДТП

Моральный вред, причиняемый в результате дорожно-транспортного происшествия, по своей сути, представляет нравственные и (или) физические страдания, от вредоносных последствий дорожной аварии. Объектами, которым причиняется вред являются жизнь, здоровье потерпевшего, а также принадлежащие гражданину имущественные права.

Примерами морального вреда являются нравственные переживания в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать полноценную активную жизнь, потерей работы, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненными в ДТП телесными повреждениями или иным расстройством здоровья, наступившим в результате перенесенных нравственных страданий. Разумеется, все перечисленные последствия должны состоять в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием.

Действующее законодательство предусматривает возможность компенсации морального вреда при нарушении страховыми компаниями прав потребителей страховых услуг по договорам страхования ОСАГО и КАСКО.

Обычно такие нарушения проявляются в несоблюдении сроков, порядка и размеров страховых выплат при наступлении страховых случаев.

Нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы компенсации морального вреда гражданам – потребителям, пострадавшим от последствий ДТП, включает в себя нормы Гражданского кодекса РФ, закона РФ «О защите прав потребителей», закона РФ «Об ОСАГО».    

В соответствии с действующим законодательством, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации определяется потерпевшим.

При определении суммы денежной компенсации, вытекающей из причинения вреда жизни и (или) здоровью потерпевшие должны исходить из:

  • степени тяжести причиненных физических и нравственных страданий;
  • характера и длительности лечения;
  • медицинских показаний о необходимости посттравматической реабилитации;
  • индивидуальных особенностей потерпевшего и (или) его близких родственников (при компенсации морального вреда, причиненного смертью потерпевшего (пол, возраст, семейное положение, профессиональная подготовка, наличие детей на иждивении и пр.);
  • степени вины, как причинителя вреда, так и самого потерпевшего в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда;
  • обстоятельств ДТП;
  • поведения причинителя вреда или лица, ответственного за причиненный вред, как после происшествия, так и в ходе расследования и рассмотрения дела о ДТП;
  • иных обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела.

Твёрдым и надёжным ориентиром для потерпевших при определении ими сумм требуемой компенсации является судебная практика по делам о взыскании и возмещении компенсации морального вреда (ущерба) при ДТП.  

Следует знать, что окончательное решение вопросов, касающихся денежной компенсации морального ущерба, является компетенцией суда и осуществляется в порядке искового производства.

Рекомендуемая статья по теме:

  • Как взыскать ущерб с виновника ДТП

Источник: https://femida-info.ru/konsultatsiya/avtomobilnoe-pravo/91-ushcherb-pri-dtp-vidy-vreda-prichinyaemogo-v-dorozhno-transportnom-proisshestvii

Как быть, если страховая занижает ущерб после ДТП?

Возмещение материального ущерба при дтп в рк

Авторы: Алексей Старков, Данияр Насыров

В аварию рано или поздно может попасть любой, даже самый опытный водитель. Как говорится, не въедешь ты, так въедут в тебя, таковы, к сожалению, реалии. Kolesa.kz пообщались с независимым консультантом по страховым случаям и подробно расскажут, как не попасть впросак при получении выплат по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности.

Не в первый день автомобилисты сталкиваются с одной из проблем после ДТП — занижением суммы ущерба. Грешат этим непосредственно некоторые страховые компании, т. к. весной 2016 года оценку последствий аварии законодательно передали им.

Раньше подсчётом ущерба занимались частные оценщики и нередко (случайно или нет) завышали суммы, что, само собой, было невыгодно страховщикам. Теперь ситуация повторяется, но с точностью до наоборот.

Результат — страхового омбудсмена заваливают заявлениями, причём в отношении самых разных, в том числе известных и, казалось бы, проверенных компаний, об увеличении страховых выплат.

При оценке ущерба страховщиками занижаются цены на запчасти, нормативы оплаты ремонтных работ, стоимость расходных материалов, некоторые повреждения «не замечают».

Несведущие люди, получив подобный расчёт на руки, теряются, не осмеливаются спорить и, естественно, проигрывают по деньгам. Мало того, автовладельцев даже пытаются припугнуть.

В среде водителей бытует ошибочное мнение — мол, берите, сколько дают, а то и этого не получите!

Существует версия, что те страховщики, которые не имеют собственных андеррайтеров (оценщиков), сотрудничают с частными оценочными компаниями, с которыми имеется негласная договорённость занижать суммы ущерба. Так это или нет на самом деле, судить не берёмся. Тем не менее повальное недовольство клиентов заставляет задуматься.

Типичный пример официальной оценки страховщиков: 75 % от стоимости запчастей вычли вполне законно, но перед этим занизили прайсы на всё, что можно. Итог: ремонт «убитого» микроавтобуса оценили в 608 тысяч тенге с мелочью

Как получить причитающееся?

В случае несогласия с суммой, которую вам насчитали, отстаивать свои права. Обращаться к независимым оценщикам, юристам, специализирующимся по делам о страховке, к страховому омбудсмену (с ним все намного проще — не надо писать сложных исковых заявлений, заручившись помощью специализированных юристов, и т. д.) и, наконец, уже в качестве крайней меры доказывать свою правоту в суде.

Кроме того, нечистые на руку страховые компании специально создают искусственные препоны для автовладельцев, претендующих на выплаты. Всё делается для того, чтобы человек махнул рукой и бросил затею требовать деньги по страховке. Вот примеры, которые свидетельствуют об этом, и ответы на вопрос, как получить причитающееся.

1. Искусственно затягивается время на определение размера ущерба.

Например, в законе «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» прописано, что размер ущерба определяется на основании заявления о проведении оценки (п. 3 ст. 22).

Автовладельцу же могут сказать, что заявление примут только после того, как постановление суда о признании гражданина виновником ДТП вступит в законную силу.

Как показывает практика, на это обычно уходит около месяца (10 дней документы находятся у дознавателей УАП, передача дела в суд, назначение времени заседания — ещё не менее чем 14 дней плюс 10 дней на обжалование), а если в результате ДТП наступили какие-то серьёзные последствия, дело может затянуться на долгие месяцы. Если учесть, что страховщикам на определение суммы ущерба даётся десять рабочих дней, а на выплату ещё пятнадцать, ожидание получения страховки становится пусть не бесконечным, но более чем значительным.

Совсем не редкость, когда расчёт выплаты может растянуться на долгое время из-за несогласия владельца с оценкой

Как с этим бороться?

В законе ни слова не говорится о том, что заявление на проведение оценки подаётся после того, как постановление вступило в законную силу.

А значит, заявление можно писать сразу же после аварии и оно должно быть принято страховщиком.

Ссылайтесь на закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» и требуйте, чтобы страховщики начинали работать — определять размер ущерба.

2. Несмотря на то что при обращении с заявлением о наступлении страхового случая предоставлять полис не обязательно, в некоторых компаниях пытаются его требовать, иначе отказывают клиентам в обслуживании.

На самом же деле, согласно ст. 25 Закона об обязательном страховании ГПО, в случае отсутствия полиса достаточно указать сведения о страхователе: фамилию, имя, при наличии — отчество страхователя, государственный номер регистрации транспортного средства.

Как быть?

Вы имеете право обратиться с жалобой в управление защиты прав потребителей финансовых услуг при Нацбанке РК, на нарушение страховой компанией закона. Перед этим нелишним будет получить консультацию у юристов, специализирующихся по вопросам страхования.

3. Ссылаясь на какие-то внутренние процедуры, некоторые страховые компании не выдают на руки копии отчётов об оценке.

По закону потерпевший имеет полное право ознакомиться с отчётом по оценке и получить его копию на руки. В предыдущей редакции процедура определения размера ущерба и выдачи копии отчёта об оценке была более простой.

В текущей версии страховщик обязан по запросу страхователя, потерпевшего (выгодоприобретателя) представить любые документы, относящиеся к рассмотрению и разрешению спора в отношении определённого размера вреда, причинённого имуществу, в течение трёх рабочих дней с даты получения запроса.

Невольно напрашиваются вопросы к разработчикам закона: а что мешает выдать копию оценки в момент ознакомления, для чего установлен трёхдневный срок? Тем не менее подобная норма существует, и о ней следует помнить.

Как действовать?

Придётся требовать от страховой компании нужный вам документ, к примеру копию оценки, в письменном виде. На заявлении (и его копии для себя) обязательно поставить номер входящего письма. Если в течение трёх дней не получили ответа, можно жаловаться в управление защиты прав потребителей финансовых услуг Нацбанка РК.

4. Пытаются заставить пострадавшего предоставить документы виновника ДТП, иначе отказываются принимать заявление о страховом случае (редко, но бывает).

Как и в случае, описанном в пункте № 2, единственный выход — жаловаться в управление защиты прав потребителей финансовых услуг на нарушение страховой компанией закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств».

Итого

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: страховщики понимают, что их действия идут вразрез с законодательством, но частенько намеренно вводят граждан в заблуждение, надеясь на безграмотность.

По словам независимых юристов, имеется немало случаев, когда клиенты страховых компаний, следуя указаниям и рекомендациям страховщиков, оказывались в проигрыше, а то и вовсе ни с чем.

Доверия населения к страхованию в целом это явно не прибавляет.

И ещё несколько важных деталей по автострахованию:

1. Ремонтировать попавший в аварию автомобиль самостоятельно, не дожидаясь страховых выплат, можно. Но только после того, как страховая компания оценит ущерб и ознакомит вас с оценкой, которая вас устроит.

2. Пострадавшая сторона не понижает свой класс страхования, и с ней не аннулируется договор страхования после ДТП.

3.

В законе «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» прописано, что в случае отсутствия потерпевших, которым причинён вред жизни, здоровью, «участники транспортного происшествия по взаимному согласию в оценке обстоятельств случившегося и размере причинённого вреда имуществу, предполагаемый размер которого не должен превышать 50 МРП, вправе самостоятельно составить схему происшествия и, подписав её, прибыть на ближайший пост или в подразделение органов внутренних дел для его оформления». То есть если нет пострадавших и ущерб незначительный (царапины на бамперах), оставлять место аварии можно. И в выплате страховки вам не имеют права отказать.

Источник: https://kolesa.kz/read/articles/2016/08/kak-byt-esli-strahovaya-zanizhaet-ushcherb-posle-dtp/

Возмещение вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия

Возмещение материального ущерба при дтп в рк

Дорожно-транспортные происшествия не являются редкостью на междугородних трассах, и уж тем более на дорогах города. Но даже в незначительном ДТП можно столкнуться с определенными трудностями по возмещению причиненного вреда.

Возмещение вреда в случае отсутствия у виновника страхового полиса

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Казахстан “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств” целью обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств является обеспечение защиты имущественных интересов третьих лиц, жизни, здоровья и (или) имуществу которых причинен вред в результате эксплуатации транспортных средств, посредством осуществления страховых выплат.

Согласно пункту 1 статьи 7 указанного Закона, эксплуатация транспортного средства в случае отсутствия у его владельца договора обязательного страхования ответственности владельца транспортных средств не допускается.

Однако не редки случаи, когда у виновника ДТП оказывается просроченным страховой полис (договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств), либо он вовсе отсутствует.

В данном случае применимы положения Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть), а именно положения статьи 917 Гражданского кодекса, согласно которой, вред (имущественный и (или) неимущественный), причиненный неправомерными действиями (бездействием) имущественным или неимущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме. То есть в этом случае требовать возмещения вреда можно только от самого причинителя.

В случае, если виновник ДТП отказывается добровольно и в полном объеме возместить вред, причиненный в результате совершения ДТП, то такой вред взыскивается в судебном порядке.

Документы, необходимые для обращения в суд

В целях взыскания в судебном порядке суммы ущерба, причиненного в результате совершения ДТП, заявитель (потерпевшее лицо) должен приложить к исковому заявлению следующие документы:

  • Документы, подтверждающие событие и обстоятельства ДТП:
    • копия протокола об административном правонарушении;
    • копия постановления по делу об административном правонарушении, которым установлена вина лица, совершившего ДТП;
    • иные документы из дорожной полиции (схемы, объяснительные и т.п.);
  • Документы, подтверждающие права на поврежденное имущество (свидетельство о регистрации транспортного средства);
  • Заключение независимой оценочной компании, о размере причиненного ущерба;
  • Документы, подтверждающие оплату услуг оценщика (чеки, акты выполненных работ и т.п.);
  • Документы, подтверждающие иные расходы, связанные с совершенным ДТП.

Оценка при возмещении ущерба страховой компанией

Статья 22 Закона “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств” устанавливает, что размер вреда, причиненного при повреждении имущества, определяется исходя из расчета стоимости восстановления поврежденного имущества за минусом начисленной амортизации (износа) имущества, имевшей место до наступления страхового случая. Стоимость восстановления поврежденного имущества рассчитывается исходя из рыночных цен, действовавших на день наступления страхового случая.

Согласно пункту 5 статьи 22 указанного Закона  размер вреда, причиненного имуществу, оценивает независимый эксперт в течение 7 рабочих дней на основании заявления потерпевшего на проведение оценки. Результат оценки является обязательным для страховщика.

Потерпевший, согласно положениям названной статьи, вправе самостоятельно воспользоваться услугами независимого эксперта, при этом, затраты на определение размера вреда, причиненного имуществу потерпевшего, несет страховщик.

Оценка, при возмещении ущерба в судебном порядке

При взыскании в судебном порядке суммы ущерба, причиненного в результате ДТП виновником, потерпевшему необходимо определить стоимость причиненного ущерба.

Как уже указывалось выше, стоимость ущерба, причиненного в результате ДТП, может быть определена независимым оценщиком исходя из расчета стоимости восстановления поврежденного имущества за минусом начисленной амортизации (износа) имущества, имевшей место до наступления страхового случая.

Однако, в судебной практике довольно часто распространены случаи, когда виновник ДТП не соглашается с результатами оценки, проведенной независимым оценщиком по требованию потерпевшего лица.

В подобных случаях судом может быть назначена независимая судебно-товароведческая экспертиза, целью которой будет являться установление действительной стоимости восстановительного ремонта поврежденного имущества.

При этом, необходимо не забывать о том, что оценочная деятельность, это предпринимательская деятельность, осуществляемая оценщиками, целью которой является установление возможной рыночной или иной стоимости объекта оценки. То есть в данном случае можно утверждать, что, сколько оценщиков, столько и мнений в отношении размеров стоимости восстановительного ремонта. 

В данном случае, потерпевшему необходимо предпринять все меры для извещения виновника ДТП, о предстоящей оценке поврежденного имущества, посредствам направления ему извещений, телефонограмм, телеграмм либо заказных писем с указанием даты, времени, места проведения осмотра и оценки поврежденного имущества, а также данных оценщика. Делается это с целью минимизировать попытки виновника ДТП оспорить в последующем результаты оценки.

Возмещение вреда в случае, когда автомобиль не подлежит восстановлению

Статьей 22 Закона “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств”, предусмотрено, что размер вреда причиненного при уничтожении имущества, определяется исходя из рыночных цен, действующих на день наступления страхового случая.

При этом названной статье устанавливается критерий, при котором имущество считается уничтоженным, это:

  • если его восстановление технически не возможно, или
  • если его восстановление экономические не обоснованно.

Согласно пункту 4 статьи 22 указанного Закона восстановление имущества считается экономически не обоснованным, если ожидаемые при этом расходы на восстановление имущества превышают 80% его рыночной стоимости на день наступления страхового случая.

Так, к примеру, если рыночная стоимость автотранспортного средства, поврежденного в ДТП, составляет 9 000 долларов США, а стоимость восстановления превышает 7 200 долларов США, то считается, что такое восстановление транспортного средства является экономически необоснованным, а транспортное средство уничтоженным. В этом случае подлежит выплате размер вреда, исходя из рыночной стоимости поврежденного имущества, на день наступления страхового случая.

Чем подтверждается причиненный вред?

Статья 25 Закона “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств”, устанавливает, что документами, подтверждающими причиненный вред жизни или здоровью потерпевшего, служат следующие документы:

  • копия справки организации здравоохранения, о сроке временной нетрудоспособности потерпевшего – в случае наличия факта причинения вреда жизни, здоровью потерпевшего;
  • копия справки специализированного учреждения об установлении инвалидности потерпевшего – в случае ее установления;
  • нотариально удостоверенная копия свидетельства о смерти потерпевшего – в случае смерти потерпевшего.

Указанные документы представляются в страховую организацию, подтверждают причиненный вред здоровью или жизни потерпевшего и являются основанием для определения размера страховой выплаты.

Определение размера причиненного вреда

Определение размера причиненного вреда осуществляется на основании представленных потерпевшим документов, подтверждающих наступление вреда жизни и здоровью в результате ДТП, и напрямую зависит от степени тяжести наступивших последствий.

Так в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств”, предельный объем ответственности страховщика по одному случаю (страховая сумма) за вред, причиненный жизни и здоровью каждого потерпевшего составляет в случае:

  • гибели – 1 000 МРП;
  • установления инвалидности:
    • I группы – 800;
    • II группы – 600;
    • III группы – 500;
    • “ребенок-инвалид” – 500;
  • увечья, травмы или иного повреждения здоровья без установления инвалидности – в размере фактических расходов на амбулаторное и (или) стационарное лечение, но не более 300. Размер страховой выплаты за каждый день стационарного лечения должен составлять не менее 10 МРП.

В каких случаях может быть взыскана компенсация морального вреда?

Согласно статье 951 Гражданского кодекса, моральный вред – это нарушение, умаление или лишение личных неимущественных благ и прав физических лиц, в том числе нравственные или физические страдания (унижение, раздражение, подавленность, гнев, стыд, отчаяние, физическая боль, ущербность, дискомфортное состояние и т.п.), испытываемые (претерпеваемые, переживаемые) потерпевшим в результате совершенного против него правонарушения.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 951 Гражданского кодекса, моральный вред возмещается, независимо от вины причинителя, в случае, если вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности, к каковым относятся транспортные средства.

Зависит ли размер компенсации от причиненного морального или материального вреда? Охватывается ли моральный вред компенсацией вреда здоровью или это самостоятельное требование?

В соответствии с пунктом 4 статьи 951 Гражданского кодекса, установлено, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, возмещению не подлежит.

Из приведенной нормы закона следует, что моральный вред может быть взыскан с виновника ДТП лишь при совершении действий (бездействия), нарушающих личные неимущественные права и блага потерпевшего.

При этом, пункт 2 статьи 10 Закона “Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств” установлено, что договором обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств предусматривается осуществление страховой выплаты по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевшего, за исключением возмещения морального вреда и упущенной выгоды потерпевшего, включая утрату товарной стоимости имущества, а также возмещения неустойки в связи с нарушением потерпевшим сроков поставки товаров или производства работ (оказания услуг), иных его обязательств по контрактам (договорам).

Более того согласно пункту 11 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан “О применении судами законодательства о возмещении морального вреда” на страховые организации (страховщиков, перестраховщиков) не может возлагаться обязанность возмещать третьим лицам моральный вред в связи с наступившим страховым случаем. Обязанность по возмещению морального вреда, причиненного при наступлении страхового случая, должна возлагаться на владельца автотранспортного средства.

Таким образом,  помимо компенсации полученной потерпевшим в результате ДТП за вред причиненный жизни и здоровью, потерпевший также вправе требовать по суду (в случае добровольного отказа виновника) возмещения морального вреда, за вред причиненный жизни или здоровью.

Если вред причинен работником при исполнении трудовых обязанностей

Согласно пункту 1 статьи 921 Гражданского кодекса, юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

То есть, если в результате ДТП, вред был причинен работником юридического либо физического лица (индивидуального предпринимателя), то ответственность по возмещению вреда возлагается непосредственно на такое юридической или физическое лицо, работником которого является виновник ДТП.

Источник: https://defacto.kz/content/vozmeshchenie-vreda-prichinennogo-v-rezultate-dorozhno-transportnogo-proisshestviya

Портал Закона
Добавить комментарий